В организации Русского музея имени Александра III участвовали ученые, общественные деятели, художники (Д.А. Клеменс, В.В. Стасов, А.Н. Бенуа, М.П. Боткин, С.П. Дягилев и др.). Однако, следуя вкусам придворных кругов, Совет Академии художеств, которому было поручено комплектовать фонды музея, отдавал предпочтение академической живописи и обходил вниманием картины художников демократического направления.
В Санкт-Петербурге общественная инициатива усложнялась противодействием чиновничьих кругов. Деятельность петербургских художественных музеев не имела такого общественного резонанса, как в Москве. В Москву переместился и центр художественного коллекционирования.
Для 2-й половины XIX – начала XX века характерно дальнейшее расширение социальной базы коллекционирования живописи, более целеустремленный её характер, углубление знаний коллекционеров, стремление к научному, систематическому подходу к подбору произведений.
Примером дифференциации и специализации тематики объектов художественного коллекционирования могут служить художественная галерея П.М. Третьякова, созданная как музей истории русского искусства, а также специализированные коллекции: русской живописи И.В. Цветкова с подбором коллекций рисунков-набросков, копий, вариантов и т.п., которые отражали процесс творчества художников; художника И.С. Остроухова, собиравшего древнерусскую живопись; Д.А. Ровинского, оставившего богатую коллекцию портретов, гравюр, лубочных картин. Появляются тематически более узкие живописные коллекции, посвященные одному хронологическому периоду или творчеству одного художника: коллекция М.П. Боткина (произведения А.А. Иванова), А.А. Коровина, С.П. Крачковского, И.И. Трояновского, К.А. Сомова, А.Н. Бенуа (живопись конца XIX – начала XX века.
Произведения старого западноевропейского искусства в Санкт-Петербурге собирал П.П. Семенов-Тян-Шанский (причем составлялась коллекция с учетом пробелов в эрмитажном собрании и после передачи в Эрмитаж сделала его фламандский отдел наиболее значительным и полным в мире), в Москве — Д.И. Щукин (свыше 250 полотен французских импрессионистов). Собрания новой французской живописи сформировали В.И. Щукин и И.А. Морозов, которые приобретали картины импрессионистов непосредственно на выставках в Париже.
Систематическое собрание по истории русского театра создал русский театральный деятель А.А. Бахрушин. Появились коллекционеры, которые собирали конкретные предметы материальной культуры. Русский фарфор собирал А.В. Морозов, охотничье и любительское русское и западноевропейское оружие — А.А. Кутуар де Бианкур, народную резьбу и вышивку — И.Я. Билибин. Большинство этих собраний было передано владельцами в дар обществу, благодаря чему они получили мировую известность.
К числу последних следует отнести Музей изящных искусств, открытый в 1913 г. при Московском университете специалистом в области античной истории, этнографии и искусства И.В. Цветаевым. Из собрания, созданного для учебных целей, оно превратилось в один из крупнейших просветительских центров Москвы.
Положительную роль в передаче или льготной продаже частными коллекционерами произведений искусства сыграли регулярно устраиваемые выставки, а также популяризация частных собраний на страницах периодической печати. Начало выставочной работе в России положила деятельность Общества передвижных художественных выставок (70-е — конец 90-х гг. XIXв.), а также деятельность художественного объединения "Мир искусства" (конец 90-х гг. XIX в. — 1917), возглавляемое С.П. Дягилевым. Передвижные выставки начиная с 1871 г. организовывало Общество передвижных художественных выставок, а с 1886 г. — Академия художеств в Санкт-Петербурге. Искусствоведческие общества создавались в Одессе (60-е гг. XIXв.), Риге (70-е гг.), Киеве, Харькове, Севастополе (80-е гг.). В провинции также складываются значительные собрания живописи как у частных лиц (П.М. Догадина в Астрахани, Г.Семенова в Житомире, Н.Н. Дубовского в Новочеркасске, В.П. Сукачева в Иркутске), так и возникающих повсеместно художественных музеях. В конце XIX в. появляются первые художественные музеи в провинции. В октябре 1891 г. А.П. Боголюбов, известный своими идеями художественного просвещения народа, обратился к министру двора И.И. Воронцову-Дашкову с письмом, в котором изложил проект устройства художественных музеев во всех провинциальных городах, имевших университеты, и в некоторых губернских. Он ссылался на опыт Западной Европы, где "каждый малоизвестный городок имеет при ратуше музей, охотно посещаемый и обогащаемый обитателями". А.П. Боголюбов считал это государственным делом. Спустя четыре года, в 1885 г., его стараниями и стараниями друзей-передвижников в Саратове открылся один из первых художественных музеев в провинции. Это событие вызвало большой резонанс в обществе. Газета "Саратовский листок" писала: "Сегодня — день открытия Радищевского музея в Саратове, учреждения совершенно нового не только для местного саратовского, но и вообще провинциального русского общества. Доселе всякие музеи, тем более чисто художественные, концентрировались в столицах . Провинция теперь жаждет развития ."
Еще по теме:
Конвенциональные знаки
Конвенциональные знаки - это искусственно созданные знаки, которым люди "договорились" приписывать определенное значение (слово "конвенциональный" происходит от лат соглашение, договор). Конвенциональный знак обозначае ...
Возрождение православия
Начиная с середины 80-х годов XX столетия и по настоящее время, наблюдается бум строительства православных храмов, который сопровождается возрастающим интересом к культовой архитектуре. Отсутствие опыта и багажа знаний в области современн ...
Декоративное Рисование Натюрморта
Натюрморт – изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной.
На протяжении многовековой истории изобразительного творчества шло формирование натюрморта как сам ...