Общие тенденции развития музейного дела

Информация о культуре » Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков » Общие тенденции развития музейного дела

Страница 3

С 1914 года в Москве при участии членов Центральной экскурсионной комиссии при Московском учебном округе, специалистов, профессоров и преподавателей издавался иллюстрированный культурно-исторический журнал для семьи и школы. Редактировали журнал С.И. Гинтовт и И.Н. Бороздин. выходил книжками 4 раза в год, объем номера 120-140 страниц, с картами на вкладных листах. Издание предпринятое с целью удовлетворения запросов экскурсантов, просвещения учащихся средней школы, разработки теории и практики экскурсионного дела, являлось составной частью экскурсионного движения. В журнале публиковались статьи по методике и теории научно-образовательных экскурсий, описания и планы путешествий, отчеты об экскурсиях и их маршруты. Экскурсии рассматривались как необходимый элемент преподавания, как способ углубления и повторения учебного курса, эстетического воспитания учащихся; подчеркивалось, что их тематика должна быть согласована с учебной программой. Особое место в журнале отводилось описанию культурных центров: музеев (Оружейная палата, Исторический музей, Музей изящных искусств им. Императора Александра III и др.), городов (Прага, Константинополь, Белград, Любляна, Загреб, Москва, Ростов Великий и др.), монастырей, усадеб. Имелись рубрики: "Хождение по Руси и за рубеж", "Культурные ценности", "Хроника", "Теория и практика экскурсий", "Библиография". Редакция выпускала дешевые иллюстрированные путеводители. Издание прекращено в 1916 году в связи с обстоятельствами военного времени.

Во второй половине XIX - начале XX века получает развитие тенденция увековечения с помощью музеев памяти выдающихся деятелей России. Первые мемориальные музеи, библиотека-музей А.С. Пушкина в Александровском лицее (1879) и музей М.Ю. Лермонтова в Николаевском кавалерийском училище (1884), были организованы силами преподавателей учебных заведений, где воспитывались будущие поэты. К числу первых мемориальных музеев относятся также Дом-музей Петра I в Вологде (1885), музеи Л.Н. Толстого в Петербурге и Москве (1911).

Основным направлением музейного дела в России во второй половине XIX - начале XX века по-прежнему оставалась работа с собраниями – определение, систематизация, описание коллекций. Специфическим для музеев итогом изучения собраний стали каталоги конкретных коллекций. Благодаря особому вниманию к научной обработке собраний деятельность столичных и ряда местных музеев, как правило, находилась на уровне развития науки и культуры своего времени. Экспозиционная работа, как музейная специальность только начала формироваться. Музеи не имели запасников, собрания экспонировались в научной системе, которая была принята в той или иной области знания. Только в конце XIX - начале XX века в связи с популярностью музеев и ростом их посещаемости возникла потребность в поисках средств экспонирования, доступных широкому посетителю. Систематические коллекции стали дополнять так называемыми "образовательными", "выставочными", "показательными" и т.д. Музеи второй половины XIX - начала XX века, как правило, не имели программы распространения конкретных знаний, поэтому одним из новых направлений музейного дела в России стала организация при музеях специальных лекториев, чтение общедоступных, "народных" лекций. Таким образом, в начале XX века наметились основные направления музейного дела в России, получившие дальнейшее развитие в послереволюционный период.

Возникновение музееведения, произошло ещё в XVIII веке и было обусловлено потребностью в осмыслении и рациональной организации процессов формирования коллекций и музейных собраний, их систематизации, изучения и использования в системе культуры, науки, образования, просвещения, воспитания. Но о серьезной постановке проблем теории, истории и особенно методики музейного дела свидетельствуют разработанные лишь во второй половине XIX века программы (концепции) ведущих музеев России (Исторического музея, Морского музея, Румянцевского музея, Музея прикладных знаний и некоторых других). В конце XIX - начале XX века разрабатывались некоторые из основных понятий и методов музееведения (музей, факторы развития музейного дела и др.), формировались представления о профильных группых музеев и основных направлениях развития музейной деятельности (публикации В.С. Иконникова, Д.А. Ровинского и др.; монографии А.И. Смирнова "Земский исторический музей. Опыт организации", в которой дан анализ деятельности большой группы музеев и показаны научные основы формирования коллекций). Для этого времени характерное осмысление музея, как элемента в системе науки, привлечение в музейную практику широкого спектра научных методик.

В становлении музееведения в России заметную роль сыграли Московское археологическое общество и проводившиеся им археологические съезды, а также периодические издания, освещавшие вопросы теории и истории музейного дела. В России появление изданий, освещавших наряду с другими отдельные вопросы теории и практики музейного дела относится к 1900-10-м гг. Они адресовались разной читательской аудитории: художественной интеллигенции ("Апполон"), коллекционерам и всем, интересующимся искусством ("Художественные сокровища России", "Старые годы", "София"), великосветской ("Столица и усадьба") и "более простой" ("Музей для всех", "Экскурсионный вестник") публике. Практически все музейные периодические издания имели музеографический характер, большинство основное влияние уделяли описанию собраний художественных музеев и художественных частных собраний, коллекционированию, серьезно разрабатывали проблемы собирания, сохранения, изучения и охраны русской художественной старины как неотъемлемой части культурного наследия, предлагали критерии для определения эстетической ценности произведений искусства, его атрибуции и интерпретации. В "Живой старине" была опубликована одна из первых научно обоснованных программ для описания этнографических коллекций. В прямой связи с развитием экскурсионного дела стояло издательство журналов "Экскурсионный вестник" и "Русский экскурсант" (1914-1917, Ярославль, редактор-издатель С.И. Вахромеев), представлявших музеи, как культурные центры. Музееведческие периодические издания того времени – ценный источник по истории музееведческой мысли и музейного дела в России.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Цвет
«Только начав работать с цветом, я понял ностальгию моего учителя П. С. Когана по ч/б пленке – отсутствие цвета само по себе придает картинке на экране внебытовое «звучание», перебрасывает ее в художественную систему». Действие закона цв ...

"Исцеление слепорожденного"
Эта картина выпадает из цикла суриковских картин. И жест, и выражение лица прозревающего слепого, в котором можно узнать "юродивого" из "Морозовой", преувеличены, почти карикатурны. Фигуры, выглядывающие сзади, безразл ...

Основы мировоззрения Византии и ее роль в развитии культуры
Византийская культура впитала в себя античное наследие и культуру населявших ее народов. Однако влияние античности выхолащивалось церковью и деспотией. В Византии существовала народная культура: эпос, басни, фольклорные песни, языческие п ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы