Общие тенденции развития музейного дела

Информация о культуре » Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков » Общие тенденции развития музейного дела

Страница 2

Сложилась группа церковно-археологических музеев (около 40), возникавших при духовных академиях, церковно-археологических комитетах и православных братствах с просветительскими и миссионерскими целями и экспонировавших предметы церковного обихода. Возникновение Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (1879) на базе Анатомического и Этнографического музеев связано с интенсивным развитием этнографической науки. Уникальные коллекции сделали его одним из популярнейших музеев страны.

С целью пропаганды новейших технических и сельскохозяйственных знаний, рациональных способов ведения хозяйства в пореформенной России при поощрении и финансировании правительства наряду с Политехническим музеем в Москве и Музеем прикладных знаний в Петербурге возникли естественно-исторические, в том числе почвенные, музеи в провинции; сельскохозяйственные музеи, специализированные промышленные технические музеи, в том числе Почтово-телеграфный (1913), Железнодорожный (1910), Музей изобретений и усовершенствований (1910) в Петербурге; художественно-промышленные и кустарные музеи в Петербурге, Москве, Харькове, провинциальных городах, создававшиеся для поощрения развития художественных промыслов и профессионального обучения мастеров. Многие музеи возникали на базе всероссийских и местных выставок, а также русских отделов международных выставок, широко распространенных в середине XIX века.

Организация педагогических музеев, начало которым в 1860-е гг. положил К.Д. Ушинский и Н.Ф. Бунаков, получила особое распространение на рубеже XIX – XX веков в связи с интенсивным ростом сети начальных и специальных учебных заведений. Педагогические музеи (стационарные и подвижные) были созданы в большинстве учебных округов. Их цель – ознакомление с передовым опытом учебно-воспитательного дела в семье и школе, как в России, так и за границей.

Причина создания детских музеев, разумеется, была образовательно-воспитательная. Они возникают и получают развитие главным образом в период кризиса традиционной системы образования как альтернативные центры, пропагандирующие идеи визуализации образования, средового воспитания и активных форм обучения. Родиной детских музеев являются США, где в конце XIX – начале XX века развернулось движение за реформы образования на основе психолого-педагогических идей (Д. Дьюи, И.Г. Песталоцци, М. Монтессори и др.). Первым в мире музеем для детей считается Бруклинский детский музей, возникший в 1899 году на основе коллекции, пожертвованной ему Бруклинским музеем искусства и естествознания. Вслед за ним в США был открыт целый ряд музеев, взявших на себя функцию образования детей. Их деятельность стимулировала распространение детских музеев по всему миру.

В России создание детских музеев в основном совпадает с периодами обновления традиционной системы образования в русле концепции развивающего обучения. 1-й этап (1890-1910-е гг.) относится ко времени, когда получила распространение идея о необходимости преодоления традиций догматичной, книжной педагогики путем использования принципа наглядности. К.Д. Ушинский, его коллеги и последователи считали, что развитие личности должно осуществляться через знакомство с окружающим миром, через собственную практическую деятельность. Такой подход стимулировал появление музеев, созданных преимущественно руками самих детей (музей-мастерская). Актуальной формой подобных детских музеев стали школьные музеи наглядных пособий, организованные по принципу кунсткамеры. Даже если музей-мастерская возникал вне стен школы, он всё равно был ориентирован на изготовление учебных пособий (Музей детского труда, учрежденный при Семёновской публичной библиотеке в Курске). Прикладной характер подобных музеев не заслонял высокую цель, ради которой они создавались, - труд и творчество детей.

Также под влиянием взглядов К.Д. Ушинского и его последователей, сторонников активных методов обучения с 1880-90-х гг. начинается развитие экскурсионного дела. В программу отделений школ, гимназий, коммерческих училищ стали включаться сначала естественно-научные, а затем культурно-исторические, литературные и другие экскурсии. Появились и первые внеучебные экскурсии и путешествия, организуемые гимназиями и училищами на Волгу, Кавказ, в Крым, за границу. Постепенно осуществляется переход к системе использования экскурсий как метода образования. По мере развития культурно-просветительской деятельности музеев частью экскурсионного дела становятся музейные экскурсии, хотя их организация ещё носит стихийный характер.

В 1900-10-е годы появились первые организационные структуры, стимулирующие развитие экскурсионного дела. В 1907 году при Российском обществе туристов (РОТ) была создана комиссия "Образовательные экскурсии по России", занимающаяся организациями экскурсий для различных групп населения. Создаются экскурсионные комиссии в ряде учебных округов – Московском, Петербургском, Казанском, Одесском, Киевском и др. большую роль в организации экскурсионного дела сыграли общества любителей естествознания, "Русское горное общество" (1900), "Кавказское горное общество" (Пятигорск, 1902-1905). Стимулировало развитие экскурсионного дела открытие новых музеев, художественных выставок и промышленных выставок. В 1910-е гг. экскурсионное дело приобретает всё большие масштабы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Разнообразие художественных течений конца 19- начала 20 века
Модернизм - направление в искусстве и литературе 20 века, характеризующееся: - разрывом с историческим опытом художественного творчества; - стремлением утвердить новые начала искусства; - условностью стиля; - непрерывным обновлением х ...

Формообразование
Конструкция пресс-формы, количество гнезд в пресс-форме, метод заполнения пресс-формы модельным составом. Пресс-форма для изготовления выплавляемых моделей состоит из трех составных частей. Конструкция пресс-формы обеспечивает извлечение ...

Наследие Айвазовского
Наследие Айвазовского - целая изобразительная энциклопедия моря, запечатленного в разнообразнейших состояниях. 6000 картин, оставленных им, неравноценны. Среди них есть и шаблонные, и среднего качества, но есть и отличные, вроде знаменито ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы