Вскоре художественные музеи открылись в Риге, Дерпте (Тарту), Феодосии и других городах как учреждения просветительского и учебного характера. Профиль их не всегда был строго выражен, некоторые музеи имели археологические, этнографические, нумизматические и иные материалы. Последнее относится к церковно-археологическим музеям, основу которых составляли ценные коллекции церковной живописи и предметов декоративно-прикладного искусства. Во второй половине XIX — начале XX века церковно-археологические музеи при духовных академиях и семинариях, церковно-археологических комитетах и обществах были открыты почти во всех православных епархиях Российской империи. К наиболее значительным музеям данной группы необходимо отнести музеи Тверской (1866), Киевской (1872), Петербургской (1879), Ростовской (1883) духовных академий, а также Троице-Сергиевой лавры (1880).
С середины XIX в. происходит процесс специализации природоведческих наук — ботаники, зоологии, минералогии и антропологии. Этот процесс, а также открытие сущности жизненных процессов при помощи экспериментальных исследований и учения Чарльза Дарвина непосредственно повлияли на музейную деятельность. После выхода в свет дарвинского "Происхождения видов" (1859) в качестве главной в биологии стала рассматриваться задача не систематизации живых организмов, а построения филогенетической (отражающей эволюционные связи и близость происхождения) системы животных и растений, изучения среды обитания животных и их взаимодействия с внешними условиями. На этой основе сформировалась идея музея собственно биологического или общебиологического, иллюстрирующего "те общие законы и явления, что раскрываются при изучении животных форм, и те теории, которые направлены к истолкованию последних" (А.Ф. Котс).
Раньше общие природоведческие музейные собрания по своему составу удовлетворяли требованиям проведения всех типов исследований в области природы. В XIX веке стали развиваться специализированные собрания. Для новых, специфических исследований в области различных природоведческих дисциплин понадобились иные научно-исследовательские учреждения, которые не зависели от музейных коллекций. Только таксономические (систематические) исследования по-прежнему имели потребность в более специализированных собраниях природных объектов, которые не могли быть использованы в просветительских целях в полном объеме. В конце XIX в. началось отделение части природоведческих музейных фондов, предназначенных для экспозиционных целей, от основных исследовательских фондов, значительно больших по своим масштабам, чем экспозиционные.
Начиная с последней трети XIX в. проводилась большая работа по описанию видов предметов природы в мировом масштабе. Гигантское увеличение собраний этих предметов в музеях Европы обусловило новые подходы к их изучению. Это в свою очередь в число первостепенных задач поставило задачу совершенствования ботанической, зоологической, антропологической и палеонтологической систематики.
В соответствии с этим развивались новые собирательские методы и номенклатурные упорядочения, уточнялся принцип составления сопроводительной и собирательской документации. За международным упорядочением в ботанике (с 1863 г.) началось подобное урегулирование в зоологии (с 1904 г.), анатомии и других науках. Это означало введение в практику объективных методов определения типов предметов в таксономии. Последняя устанавливает названия видов предметов, в том числе и предметов музейных собраний.
Углубление специализации привело как к международному сотрудничеству хранителей крупных природоведческих музеев, так и к преобразованию последних в международные центры, которые позволяли с максимальной полнотой проводить сравнительные исследования. Возникали новые способы консервации музейных предметов, их интерпретации в экспозициях.
Научное описание коллекций природоведческих музеев стало главной задачей для их сотрудников. Новые открытия и находки останков не известных до этого времени видов животных ставили перед ними новые задачи. Дальнейшее развитие природоведческой исследовательской и собирательской работы на исходе XIX в. обусловило появление новых музеев.
В России в 1901 г. был открыт новый природоведческий музей в Петербурге. Его экспозиция, расположенная в здании таможенного пакгауза на Васильевском острове, привлекала внимание посетителей интересными биогруппами. Пополнялись коллекции растений, семян, гербариев Петербургского ботанического сада, который в рассматриваемый период стал ведущим центром развития ботаники в России.
Ботанический музей основан в Томске в 1885 году при Томском университете ботаников П.Н. Крыловыми. основные его функции – учебные и научные исследования, в музее имелась небольшая экспозиция, проводились экскурсии.
Еще по теме:
Особенности крымской природы в керамике народов Крыма
Многое повидала и испытала крымская земля: Немало прошло по её дорогам народов, культур, религий. И все они оставляли здесь частичку своих традиций и обычаев, становившихся неотъемлемым целым общей крымской культуры. Одной из особенностей ...
Классика 1970-х. Организация ТВ-сериалов
Семидесятые годы стали в некотором смысле шаблонными. Этот период в истории аниме без преувеличения можно назвать эрой телевидения. Основная часть анимационных фильмов, оказавших существенное влияние на дальнейшее развитие истории аниме, ...
Обоснование выбора принятой технологии
На основании анализа трех вариантов изготовления ножек ларца я считаю наиболее экономичным с точки зрения обеспечения качества отливки метод литья по выплавляемым моделям в оболочковые формы.
Для изготовления стенок изделия я считаю раци ...