Следующим этапом систематизации археологических музейных предметов был типологический метод шведского специалиста О. Монтелиуса. Все древние предметы он распределил по принципу однородности (1900). Предметы внутри типа распределялись по типологическим рядам в порядке их последовательного изменения. Метод О. Монтелиуса связывал отдельные "типологические ряды" путем группировки предметов, обнаруженных в одних захоронениях и кладах. Им была также разработана хронологическая классификация неолита, эпохи бронзы и раннего железного века Европы. Эволюционные ряды разных типов были связаны между собой хронологически. Использование результатов исследований О. Монтелиуса позволило музейным работникам, в том числе российским, установить относительную и абсолютную хронологию археологических музейных предметов.
Если в первой половине XIX века в археологическом изучении Российской империи ведущую роль занимали исследования античных древностей, то со второй половины века все больше места начали занимать первобытная и славянская археология. Археологи постепенно освобождались от высокомерия по отношению к обыденному археологическому материалу, что было характерно для периода становления этой дисциплины.
Во второй половине XIX века объектом изучения русской археологии, как уже было замечено ранее, становятся славянские, урартийские и первобытные древности. В ходе раскопок был выявлен богатый материал, который лег в основу ценных археологических собраний многих музеев, в том числе в Рязани, Твери, Тбилиси, Минусинска, Екатеринодара, Владимира. Сеть археологических музеев расширялась: Музей Московского археологического общества (1864), Ростовский музей церковных древностей (1883), Рязанский музей древностей (1896), Херсонский археологический музей (1898), Анапский музей древностей (1904). В начале XX века созданы первые учебные музеи: Томского университета, Археологического института в Москве (1911), Высших женских курсов в Киеве (1912). В организации и деятельности археологических музеев принимали участие И.А. Стемпковский, Н.Н. Мурзакевич, Д.Я. Самоквасов, И.Е. Забелин, Д.Н. Анучин, А.С. Уваров, А.А. Спицын, Б.В. Фармаковский, В.А. Городцов. в течении XIX века археологические музеи России прошли путь от собирания и показа случайных находок до организации собственных исследований и построения экспозиций в соответствии с принципами археологической типологии и систематики.
В конце 70-х гг. XIX века к Этнографическому музею в Санкт-Петербурге были присоединены Музей антропологии и Анатомический кабинет, а в 1910 г. — и Галерея Петра Великого. В 1867 г. на основе экспонатов Всероссийской этнографической выставки по инициативе В.А. Дашкова и А.П. Богданова был создан специальный Этнографический (Дашковский) музей, ставший составной структурной частью Московского публичного и Румянцевского музеев. В Петербурге проводились работы по пополнению отдела этнографии созданного в 1895 г. Русского музея Александра III, который возглавил Д.А. Клеменц. К 1900 г. относится основание Этнографического музея Харьковского историко-филологического общества. Этнографические отделы были открыты в музеях Архангельска, Ростова-на-Дону, Тбилиси, во всех местных отделениях Русского географического общества.
В конце XIX – началу XX века экспозиции этнографических музеев строились по географическому или лингвистическому принципу; функциональный показ вещей позволял выявить их назначение, влияние эволюционного метода сказалось на в показе эволюции человека начиная с доисторических времен. Интерес к зарубежным народам и "диковинкам2 сменился плановым изучением "диковинных" народов и отечественных "инородцев", русских и других славянских народов. Крупные этнографические коллекции содержали: музеи при отделениях Русского географического общества – в Тбилиси (1852), Иркутске (1872), Ташкенте (1876), Минусинске (1877), Тюмени (1879), Владивостоке (1890), Якутске (1891), Хабаровске (1894), Чите (1895) и др.; музеи и отделы этнографии научных обществ – Казанского общества археологии, истории и этнографии, Уральского общества любителей естествознания и др.; музеи (кабинеты) университетов – Московского, Петербургского, Дерптского, Гельсингфорсского, Варшавского, Музей древностей Киевского университета (1834); Музей отечествоведения Казанского университета (1857), губернские и городские музеи – в Рязани (1884), Архангельске (1895), Ростове-на-Дону (1898), Львове (1895), Вильнюсе (1856), Риге (1896), Тарту (1909); частные музеи – в Смоленске (княгини М.К. Тянишевой), Саратове (Радищевский музей), Лобнах (Скаржинской), Москве (А.П. Богданова).
Немного подробнее об Уральском обществе любителей естествознания (УОЛЕ), которое являлось одним из ведущих ествественно-научных обществ в России. Создано в Екатеринбурге в 1870 году по инициативе историка и географа Урала Н.К. Чуприна. Объединяло научные силы для изучения природы, истории, населения и хозяйства Урала, пропаганды естественно-научных знаний. Вслед за Чупиным общество возглавляли главврач Верх-Исетского госпиталя А.А. Мстиславский и краевед О.Е. Клер. почетными членами УОЛЕ были выдающиеся отечественные и зарубежные ученые: А.П. Карпинский, П.П. Семёнов-Тян-Шанский, Д.Н. Анучин, Д.И. Менделеев, Н.М. Пржевальский, Ф. Нансен и др. В структуре УОЛЕ выделялись несколько комиссий: метеорологическая (1872), по распространению естественно-исторических знаний (1872), археологическая (1890) и др. В 1914 при УОЛЕ открыто справочное бюро по ураловедению и прикладному естествознанию, создана библиотека, насчитывающая к 1916 году 56 тысяч томов. Сибирско-Уральская промышленная выставка, открывшаяся в Екатеринбурге в 1887 году, положила начало основанию естественно-исторического музея УОЛЕ, куда поступали экспонаты выставки. Музей обладал богатыми геологическими, минератогическими, палеонтологическими, археологическими коллекциями.
Еще по теме:
Зимняя ветка
Робота над танцем «Зимняя ветка» («Winter-branch», музыка Ля Монте Йанг, сценография Роберта Раушенберга, 1960), Каннингхэм хотел изучить «все возможные способы падения на пол». Художнику он пояснил, что освищенние должно быть скорее ночн ...
Мир художественной культуры в
представлении и оценках Дидро
Взгляды просветителей на искусство составили часть идеологии, подготовившей и вдохновившей французскую буржуазную революцию. Эстетика просветителей была направлена на защиту и обоснование нового, демократического и реалистического искусст ...
Литература
Огромную роль в создании системы духовных ценностей сыграла литература. Переход к христианству происходил с применением силы, языческие храмы и святилища разрушали. На их месте возводились церкви. Через несколько лет была объявлена незави ...