Общие тенденции развития музейного дела

Информация о культуре » Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков » Общие тенденции развития музейного дела

Страница 11

Следующим этапом систематизации археологических музейных предметов был типологический метод шведского специалиста О. Монтелиуса. Все древние предметы он распределил по принципу однородности (1900). Предметы внутри типа распределялись по типологическим рядам в порядке их последовательного изменения. Метод О. Монтелиуса связывал отдельные "типологические ряды" путем группировки предметов, обнаруженных в одних захоронениях и кладах. Им была также разработана хронологическая классификация неолита, эпохи бронзы и раннего железного века Европы. Эволюционные ряды разных типов были связаны между собой хронологически. Использование результатов исследований О. Монтелиуса позволило музейным работникам, в том числе российским, установить относительную и абсолютную хронологию археологических музейных предметов.

Если в первой половине XIX века в археологическом изучении Российской империи ведущую роль занимали исследования античных древностей, то со второй половины века все больше места начали занимать первобытная и славянская археология. Археологи постепенно освобождались от высокомерия по отношению к обыденному археологическому материалу, что было характерно для периода становления этой дисциплины.

Во второй половине XIX века объектом изучения русской археологии, как уже было замечено ранее, становятся славянские, урартийские и первобытные древности. В ходе раскопок был выявлен богатый материал, который лег в основу ценных археологических собраний многих музеев, в том числе в Рязани, Твери, Тбилиси, Минусинска, Екатеринодара, Владимира. Сеть археологических музеев расширялась: Музей Московского археологического общества (1864), Ростовский музей церковных древностей (1883), Рязанский музей древностей (1896), Херсонский археологический музей (1898), Анапский музей древностей (1904). В начале XX века созданы первые учебные музеи: Томского университета, Археологического института в Москве (1911), Высших женских курсов в Киеве (1912). В организации и деятельности археологических музеев принимали участие И.А. Стемпковский, Н.Н. Мурзакевич, Д.Я. Самоквасов, И.Е. Забелин, Д.Н. Анучин, А.С. Уваров, А.А. Спицын, Б.В. Фармаковский, В.А. Городцов. в течении XIX века археологические музеи России прошли путь от собирания и показа случайных находок до организации собственных исследований и построения экспозиций в соответствии с принципами археологической типологии и систематики.

В конце 70-х гг. XIX века к Этнографическому музею в Санкт-Петербурге были присоединены Музей антропологии и Анатомический кабинет, а в 1910 г. — и Галерея Петра Великого. В 1867 г. на основе экспонатов Всероссийской этнографической выставки по инициативе В.А. Дашкова и А.П. Богданова был создан специальный Этнографический (Дашковский) музей, ставший составной структурной частью Московского публичного и Румянцевского музеев. В Петербурге проводились работы по пополнению отдела этнографии созданного в 1895 г. Русского музея Александра III, который возглавил Д.А. Клеменц. К 1900 г. относится основание Этнографического музея Харьковского историко-филологического общества. Этнографические отделы были открыты в музеях Архангельска, Ростова-на-Дону, Тбилиси, во всех местных отделениях Русского географического общества.

В конце XIX – началу XX века экспозиции этнографических музеев строились по географическому или лингвистическому принципу; функциональный показ вещей позволял выявить их назначение, влияние эволюционного метода сказалось на в показе эволюции человека начиная с доисторических времен. Интерес к зарубежным народам и "диковинкам2 сменился плановым изучением "диковинных" народов и отечественных "инородцев", русских и других славянских народов. Крупные этнографические коллекции содержали: музеи при отделениях Русского географического общества – в Тбилиси (1852), Иркутске (1872), Ташкенте (1876), Минусинске (1877), Тюмени (1879), Владивостоке (1890), Якутске (1891), Хабаровске (1894), Чите (1895) и др.; музеи и отделы этнографии научных обществ – Казанского общества археологии, истории и этнографии, Уральского общества любителей естествознания и др.; музеи (кабинеты) университетов – Московского, Петербургского, Дерптского, Гельсингфорсского, Варшавского, Музей древностей Киевского университета (1834); Музей отечествоведения Казанского университета (1857), губернские и городские музеи – в Рязани (1884), Архангельске (1895), Ростове-на-Дону (1898), Львове (1895), Вильнюсе (1856), Риге (1896), Тарту (1909); частные музеи – в Смоленске (княгини М.К. Тянишевой), Саратове (Радищевский музей), Лобнах (Скаржинской), Москве (А.П. Богданова).

Немного подробнее об Уральском обществе любителей естествознания (УОЛЕ), которое являлось одним из ведущих ествественно-научных обществ в России. Создано в Екатеринбурге в 1870 году по инициативе историка и географа Урала Н.К. Чуприна. Объединяло научные силы для изучения природы, истории, населения и хозяйства Урала, пропаганды естественно-научных знаний. Вслед за Чупиным общество возглавляли главврач Верх-Исетского госпиталя А.А. Мстиславский и краевед О.Е. Клер. почетными членами УОЛЕ были выдающиеся отечественные и зарубежные ученые: А.П. Карпинский, П.П. Семёнов-Тян-Шанский, Д.Н. Анучин, Д.И. Менделеев, Н.М. Пржевальский, Ф. Нансен и др. В структуре УОЛЕ выделялись несколько комиссий: метеорологическая (1872), по распространению естественно-исторических знаний (1872), археологическая (1890) и др. В 1914 при УОЛЕ открыто справочное бюро по ураловедению и прикладному естествознанию, создана библиотека, насчитывающая к 1916 году 56 тысяч томов. Сибирско-Уральская промышленная выставка, открывшаяся в Екатеринбурге в 1887 году, положила начало основанию естественно-исторического музея УОЛЕ, куда поступали экспонаты выставки. Музей обладал богатыми геологическими, минератогическими, палеонтологическими, археологическими коллекциями.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Еще по теме:

Зимняя ветка
Робота над танцем «Зимняя ветка» («Winter-branch», музыка Ля Монте Йанг, сценография Роберта Раушенберга, 1960), Каннингхэм хотел изучить «все возможные способы падения на пол». Художнику он пояснил, что освищенние должно быть скорее ночн ...

Мир художественной культуры в представлении и оценках Дидро
Взгляды просветителей на искусство составили часть идеологии, подготовившей и вдохновившей французскую буржуазную революцию. Эстетика просветителей была направлена на защиту и обоснование нового, демократического и реалистического искусст ...

Литература
Огромную роль в создании системы духовных ценностей сыграла литература. Переход к христианству происходил с применением силы, языческие храмы и святилища разрушали. На их месте возводились церкви. Через несколько лет была объявлена незави ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы