Общие тенденции развития музейного дела

Информация о культуре » Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков » Общие тенденции развития музейного дела

Страница 12

Большинство историческим музеев России возникло именно в рассматриваемый в этой главе период во второй половине XIX – начале XX века, преимущественно в исторических центрах России. Видную роль в их организации сыграли научные общества, статистические кабинеты, ученые архивные комиссии, учебные заведения (Собрание древностей при Тюменском реальном училище, 1872; Музейное собрание при Самарском реальном училище, 1880; Древлехранилище при Московской духовной академии, 1880, Древлехранилище при Нижегородской духовной семинарии, 1886). Наибольшей известностью пользовались Тверской историко-археологический музей (1866), Севастопольский музей (1869), исторический уголок города Вологды (1872), Черниговский исторический музей (1876), Тамбовский исторический музей (1879), Харьковский исторический музей (1866), Смоленский историко-археологически музей (1888), Калужский исторический музей (1893), Череповецкий историко-археологический музей (1895), Львовский исторический музей (1898), Бородинский исторический музей (1903), Пензенский историко-археологический музей (1905).

Основными источниками пополнения фондов исторических музеев во второй половине XIX – начале XX века являлись экспозиции. Проведенные силами местных и столичных ученых, покупка коллекций, дарения. На формирование музейных собраний благотворно повлияли: развитие историко-бытового направления в исторической науке, труды в области экономической истории, археологии и этнографии, сопровождавшиеся поиском и изучением вещественных, письменных и изобразительных источников; значительную роль сыграли археологические съезды. Фонды большинства исторических музеев содержали археологические коллекции, в том числе церковно-археологические древности, коллекции рукописных и старопечатных книг, нумизматические коллекции, коллекции документов и др. результаты собирательской и научно-исследовательской деятельности исторических музеев находили отражение в каталогах музеев.

Демонстрация памятников истории в экспозициях исторических музеев определялось уровнем развития исторических знаний и эволюционировала от хаотического показа древностей и раритетов (1-я половина XIX века) до построения системы хронологически упорядоченных тематических разделов (конец XIX – начало XX века). Большое внимание уделялось экспозиции в периферийных исторических музеях, создававшихся с просветительными целями. В 1880-90-е гг. в практику экспонирования внедряются этикетаж (текстовые пояснения) и устное разъяснение содержания экспозиции. На рубеже XIX – XX веков аудитория исторических музеев заметно расширилась и включала учащихся начальных, средних, специальных и высших учебных заведений, лиц вольных профессий, служащих, рабочих и крестьян. Исторические музеи в своей деятельности опирались на помощь общественности, бескорыстную работу энтузиастов-исследователей: А.К. Жизневского (Тверь), А.В. Селиванова (Рязань), Х.И. Попова (Новочеркасск) и др. В канун 1917 г. в России насчитывалось около 60 исторических музеев, но единого центра по их организации и осуществления научно-методического руководства не было.

В середине XIX века в связи с военной реформой получили достаточно широкое распространение военно-исторические музеи. Они рассматривались правительством как средство пропаганды военно-исторических знаний среди населения. Прежде всего были преобразованы ранее существовавшие музеи, восстановлен на новых началах Морской музей. Его первым начальником был капитан-лейтенант Н.М. Баранов, при котором, а затем и при его приемниках это учреждение быстро стало пополняться различными коллекциями; систематически устраивались публичные ознакомления с ним. В 1868 Достопамятный зал (литейный двор для производства артиллерийского оружия, на территории которого с 1756 г. по распоряжению генерала-фельдцейхмейстера П.И. Шувалова стали концентрироваться образцы артиллерийской техники) был реорганизован в Артиллерийский музей (с 1872 г. Артиллерийский исторический музей). В организации музея и пополнении его коллекций активное участие принимали А.С. Афанасьев-Чужбинский, Н.Е. Бранденбург, Д.П. Струков. В 1872 году в музей из Главного артиллерийского управления был передан архив XVII-XVIII вв. (100 тысяч документов), в 1879 – основная научная библиотека.

Наряду с крупнейшими военно-историческими музеями в Петербурге при Главном военно-инженерном училище, а позднее при Военно-инженерной академии (с 1855 года) существовало собрание памятников по истории военно-инженерного дела; основу коллекции составляли модели и макеты русских крепостей. Окончательное законодательное оформление Военно-инженерного музея относится к 1860-м гг., когда происходили коренные преобразования ряда военных музеев. Музей, вплоть до послереволюционного времени размещался в здании Инженерного замка, представлял собой учреждение закрытого типа, коллекции которого использовались для научных и учебных целей и были доступны лишь избранному кругу специалистов.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Еще по теме:

Ученические годы и первые работы художника в Неаполе
Хусепе де Рибера родился в городе Хатива Валенсийской области. Итальянцы называли его Джузеппе. Можно встретить также валенсийский вариант его имени — Хосеф и наиболее распространенное в Испании произношение имени Иосиф — Хосе. Долгое вр ...

Истоки примет и суеверий в Великобритании
Помимо общих причин возникновения суеверий, многие английские приметы основываются на фольклоре. Столкнувшись с тем, что многие языческие обряды и обычаи играли важную роль в жизни древних обитателей Англии, католическая церковь решила, ...

Образ, художественный образ, кинообраз
кинематограф синтез искусство сценарий Образ, как его обычно определяют, это чувственное содержание литературного произведения. Еще совсем недавно было принято считать, что образы вызывают картины, и когда-то считалось, что образы не лит ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы