Общие тенденции развития музейного дела

Информация о культуре » Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков » Общие тенденции развития музейного дела

Страница 12

Большинство историческим музеев России возникло именно в рассматриваемый в этой главе период во второй половине XIX – начале XX века, преимущественно в исторических центрах России. Видную роль в их организации сыграли научные общества, статистические кабинеты, ученые архивные комиссии, учебные заведения (Собрание древностей при Тюменском реальном училище, 1872; Музейное собрание при Самарском реальном училище, 1880; Древлехранилище при Московской духовной академии, 1880, Древлехранилище при Нижегородской духовной семинарии, 1886). Наибольшей известностью пользовались Тверской историко-археологический музей (1866), Севастопольский музей (1869), исторический уголок города Вологды (1872), Черниговский исторический музей (1876), Тамбовский исторический музей (1879), Харьковский исторический музей (1866), Смоленский историко-археологически музей (1888), Калужский исторический музей (1893), Череповецкий историко-археологический музей (1895), Львовский исторический музей (1898), Бородинский исторический музей (1903), Пензенский историко-археологический музей (1905).

Основными источниками пополнения фондов исторических музеев во второй половине XIX – начале XX века являлись экспозиции. Проведенные силами местных и столичных ученых, покупка коллекций, дарения. На формирование музейных собраний благотворно повлияли: развитие историко-бытового направления в исторической науке, труды в области экономической истории, археологии и этнографии, сопровождавшиеся поиском и изучением вещественных, письменных и изобразительных источников; значительную роль сыграли археологические съезды. Фонды большинства исторических музеев содержали археологические коллекции, в том числе церковно-археологические древности, коллекции рукописных и старопечатных книг, нумизматические коллекции, коллекции документов и др. результаты собирательской и научно-исследовательской деятельности исторических музеев находили отражение в каталогах музеев.

Демонстрация памятников истории в экспозициях исторических музеев определялось уровнем развития исторических знаний и эволюционировала от хаотического показа древностей и раритетов (1-я половина XIX века) до построения системы хронологически упорядоченных тематических разделов (конец XIX – начало XX века). Большое внимание уделялось экспозиции в периферийных исторических музеях, создававшихся с просветительными целями. В 1880-90-е гг. в практику экспонирования внедряются этикетаж (текстовые пояснения) и устное разъяснение содержания экспозиции. На рубеже XIX – XX веков аудитория исторических музеев заметно расширилась и включала учащихся начальных, средних, специальных и высших учебных заведений, лиц вольных профессий, служащих, рабочих и крестьян. Исторические музеи в своей деятельности опирались на помощь общественности, бескорыстную работу энтузиастов-исследователей: А.К. Жизневского (Тверь), А.В. Селиванова (Рязань), Х.И. Попова (Новочеркасск) и др. В канун 1917 г. в России насчитывалось около 60 исторических музеев, но единого центра по их организации и осуществления научно-методического руководства не было.

В середине XIX века в связи с военной реформой получили достаточно широкое распространение военно-исторические музеи. Они рассматривались правительством как средство пропаганды военно-исторических знаний среди населения. Прежде всего были преобразованы ранее существовавшие музеи, восстановлен на новых началах Морской музей. Его первым начальником был капитан-лейтенант Н.М. Баранов, при котором, а затем и при его приемниках это учреждение быстро стало пополняться различными коллекциями; систематически устраивались публичные ознакомления с ним. В 1868 Достопамятный зал (литейный двор для производства артиллерийского оружия, на территории которого с 1756 г. по распоряжению генерала-фельдцейхмейстера П.И. Шувалова стали концентрироваться образцы артиллерийской техники) был реорганизован в Артиллерийский музей (с 1872 г. Артиллерийский исторический музей). В организации музея и пополнении его коллекций активное участие принимали А.С. Афанасьев-Чужбинский, Н.Е. Бранденбург, Д.П. Струков. В 1872 году в музей из Главного артиллерийского управления был передан архив XVII-XVIII вв. (100 тысяч документов), в 1879 – основная научная библиотека.

Наряду с крупнейшими военно-историческими музеями в Петербурге при Главном военно-инженерном училище, а позднее при Военно-инженерной академии (с 1855 года) существовало собрание памятников по истории военно-инженерного дела; основу коллекции составляли модели и макеты русских крепостей. Окончательное законодательное оформление Военно-инженерного музея относится к 1860-м гг., когда происходили коренные преобразования ряда военных музеев. Музей, вплоть до послереволюционного времени размещался в здании Инженерного замка, представлял собой учреждение закрытого типа, коллекции которого использовались для научных и учебных целей и были доступны лишь избранному кругу специалистов.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Еще по теме:

Музыкальное оформление спектакля
Музыка к спектаклям подбирается в основном условная, так как сюжетная обычно уже предопределена драматургом в его ремарках к пьесе. Но нередко автор указывает лишь место, где должна звучать музыка, не называя конкретно музыкальное произве ...

Первые европейские поселения в Новой Англии
Никто из мореплавателей, высаживавшихся на Атлантическом побережье, за исключением лишь флоретинца Джованни да Верраццано, не проникал в глубь страны дальше чем на 5 миль. Никто их этих людей толком не видел самой страны, но даже то немно ...

Звуковые эффекты в фильме «Пассажир поезда №12»
Кадры кинохроники были беззвучны. Звукорежиссер фильма «Пассажир поезда №12» сумел оживить черно-белую картинку при помощи искусственного наложения звука. В киноленте авторы использовали музыкальные произведения Петра Чайковского, Модеста ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы