Общие тенденции развития музейного дела

Информация о культуре » Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков » Общие тенденции развития музейного дела

Страница 13

В послереформенное время появились также отдельные военные музеи широкого исторического профиля вне столицы. Морские музеи существовали в Николаеве, Севастополе (1869), Кронштадте. Последний был открыт как филиал Морского музея, откуда в него поступила значительная часть коллекций. Наиболее значительным из провинциальных военно-исторических музеев был Кавказский военно-исторический музей в Тифлисе (1888). Музей собирал и экспонировал памятники, свидетельствующие об исторических событиях, связанных с русско-турецкой и русско-персидской войнами. Мысль о создании военно-исторического музея в Киеве возникла в момент основания Киевского отделения Русского военно-исторического общества в начале XX века, однако к его организации так и не законченной к началу 1-й мировой войны, приступили лишь в 1910 г., положив основу фонда коллекции графа Бобринского, в которой имелось 58 предметов скифского оружия из раскопок.

В 1907 было создано Императорское Русское военно-историческое общество (ИРВИО), в уставе которого было записано, что целью общества является изучение военно-исторического прошлого русского народа во всех его проявлениях. Цель эта достигалась объединением лиц, работавших в области военной истории, организацией музеев, работами по сохранению, восстановлению, сооружению военных памятников и др. В 1912 г. Московский отдел ИРВИО издал 1-й том "Обозрения военных музеев".

Ещё в 1860-е гг. русской общественностью поднимался вопрос о создании центрального военно-исторического музея, в котором должны храниться материалы по военной истории России после Петровской эпохи. Для разработки его проекта, программы и ознакомления с историческими материалами для будущего музея была создана специальная комиссия под председательством генерала-адъютанта Н.Н. Обручева (1902). Работа комиссии была прервана из-за смерти председателя и начавшейся русско-японской войны (1904). Вернулись к идее лишь в 1907 г., когда был создан комитет по устройству русского военно-исторического музея при ИРВИО (Н.Н. Сухотин, А.З. Мышлаевский, В.С. Веденятин, А.К. Байов, А.Г. Сафронов, Струков, К.Г. Скипетров, М.Д. Строганов, архитектор – К.Г. Гоген). Однако начатая работа так и не была завершена.

В 1907 году полковник Генштаба В.А. Афанасьев выступил в печати с предложением об образовании Музея войны 1812 года. В Московском археологическом институте на заседании ИРВИО, в штабе Московского военного округа им были сделаны доклады на эту тему. Предложение Афанасьева встретило горячую поддержку. Московская городская дума постановила ходатайствовать о том, чтобы музей Отечественной войны 1812 года находился в Москве, был создан комитет по его организации. После нескольких лет работы комитет постепенно свернул свою деятельность, а его фонды влились в фонды Исторического музея.

Выставка Отечественной войны 1812 года была открыта в 1903 г. на станции Бородино. Была открыта для посетителей и Кутузовская изба в Филях.

Крупнейшее собрание военно-исторического профиля принадлежало помещику И.Х. Колодееву, проживавшему в Новоборисове, в непосредственной близости от места переправы отступавшей французской армии через р. Березина. В результате 30-летних поисков в России и за границей ему удалось собрать значительную библиотеку (около 15 000 томов на 11 европейских языках). Накануне 100-летия Отечественной войны 1812 г., когда начались подготовительные работы по созданию музея 1812 г. в Москве, И.Х. Колодеев принял решение о передаче его организаторам своей библиотеки. Позже его вдова пожертвовала туда же весь рукописный и изобразительный материал.

Таким образом, в послереформенное время развиваются и преобразуются старые военно-исторические музеи, возникают новые. Музеи должны были оказать содействие в развитии военно-исторической науки, служить целям военного образования и пропаганды. Эти задачи осуществлялись, в основном, в пределах армии, поэтому большинство военно-исторических музеев продолжали оставаться в дореволюционный период или полузакрытыми или закрытыми для рядового посетителя учреждениями. Расширение сети военно-исторических музеев сопровождалось окончательным формированием нескольких типов музеев. Были созданы музеи широкого исторического профиля; собранные в них памятники относящиеся к различным периодам, отражали историю отдельных родов войск, отдельные военно-исторические события. В этих музеях нашли место самые разнообразные виды памятников – вещественные, документальные, изобразительные материалы. Развивались музеи более узкой специализации, основным объектом сбора и изучения в них являлись отдельные виды вещественных памятников: обмундирование, снаряжение, оружие. Начала действовать мемориальные музеи, посвященные отдельным крупным событиям военной истории или выдающимся военным деятелям. Создавались войсковые музеи полков, бригад, корпусов.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Еще по теме:

Эстампы в библиотеке в XIX – первой половине XX века
Эстамп – это произведение художественной графики, отпечаток на бумаге изображения, сделанного на печатной форме. Такие оттиски издавна присутствуют в библиотеках мира: и как гравированные иллюстрации в книгах, и как отдельные листы. В «Оп ...

Романтизм как художественное направление
Романтизм (Romanticism), идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и ...

Самобытность древнерусской иконописи и архитектуры
Древнерусское искусство – драгоценный вклад в сокровищницу мировой культуры. Его шедевры, созданные много столетий тому назад, волнуют и восхищают величием своих образов, красотой колорита, вдохновенной поэтичностью. Пора блистательного р ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы