Москва. Две столицы: духовное величие

Информация о культуре » Москва. Две столицы: духовное величие

Страница 1

В России всегда было так — город, претендующий на звание столицы, обязательно должен был исполнять роль не только политического, но и духовного, религиозного центра. Не случайно еще в годы феодальной раздробленности в каждом значительном стольном городе обязательно строился величественный собор, представляющий собой не только архитектурный, но и религиозно-политический центр города и всего княжества. Не была случайной и борьба князей за устройство в их городах отдельных епархий, также подчеркивающих определенную политическую самостоятельность княжеств. Столь же большое значение и князья, и простые жители городов придавали своим местным святыням — иконам, святым, монастырям, другим символам святости. Ибо все эти символы опять же свидетельствовали о независимости и, в то же время, духовной значимости того или иного города в жизни Руси.

И Москва, став столицей великого княжества Владимирского, сразу же стала претендовать на значение религиозного центра Русских земель. При великом князе Иване Калите, а затем и при всех других московских великих князьях и царях в Москве строилось множество монастырей, соборов, храмов. А в ближайших подмосковных землях духовной оградой становились знаменитые обители — Троице-Сергиева в Сергиевом Посаде, Саввино-Сторожевский в Звенигороде, Владычный и Высоцкий в Серпухове, Ново-Иерусалимский на Истре, Ферапонтов Лужецкий в Можайске, Иосифо-Волоцкий в Волоколамске, Николо-Угрешский и многие другие монастыри.

Петр I, основав Санкт-Петербург, также уделял большое внимание духовному значению новой столицы России. Петропавловский и Троицкий соборы, Александро-Невская лавра положили начало церковному строительству в городе. При потомках Петра в небеса вознеслись высокие шпили и купола Свято-Иоанновского монастыря, Исакиевского, Никольского Морского, Смольного, Преображенского, Владимирского, Воскресенского и многих других соборов.

И не могло быть иначе. Столица России — это всегда обитель русской святости и русской церковности.

Москва всегда ассоциировалась в сознании русских людей с храмами, недаром и прозвали ее “златоглавой”. А.С. Пушкин в “Евгении Онегине”, описывая Москву, прежде всего, вспоминает ее храмы:

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы .

Да и иностранные гости не могли не обратить внимание на эту московскую особенность. Так, Павел Алеппский, архидиакон, секретарь антиохийского патриарха Макария, писал в XVII веке: “Город виден за 15 верст, восхищая взор своею красотою и величием, своею возвышенностью, множеством башен и стройных куполов церковных, сверкающих золотом…” И далее: “Всего больше нас донимал колокольный звон, от гула которого дрожала земля, ибо в этом городе несколько тысяч церквей…”. А в XVIII веке графа Луи-Филипп Сегюра восхищали “тысячи золоченых церковных глав, пестрота колоколен, ослепляющих взор отблеском солнечных лучей”.

Естественно, что русские люди гордились своей древней златоглавой столицей. Большой знаток и патриот Москвы, писатель и историк Н.М. Загоскин однажды привез своего друга на Воробьевы горы и, с замиранием сердца, восклицал: “Ну что . что скажете милый? Какова наша Белокаменная-то с золотыми маковками? Смотри, смотри! Ну, Бога ради, как же настоящему-то русскому человеку не любить Москвы? Иван-то Великий как высится . Господи! Вон направо-то Симонов монастырь, вон глава Донского монастыря влево .” И, вытирая слезы радости, спросил: “Ну, что, бьется ли твое русское сердце при этой картине?”

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Пром-я революц. ХVIII – XIX вв. и ее знач. для развит. формообраз-я предметного мира
В сер. 19 в. в развитых странах Зап. прошла промышл-я революция и стали появляться нов. изобретения, много машин-механизмов. В 1851 г. состоялась 1-я всемирная промышленная выставка, где были представлены последние технич-е возможности и ...

«Утро стрелецкой казни»
"Стрельцы" были задуманы еще в Академии и возникли из того впечатления, которое произвела на него Красная площадь в тот день, что он провел в Москве по пути из Красноярска в Петербург. О них он и мечтал, когда принимал заказ на ...

Типология художественных стилей
Общая классификация стилей. Существует общая классификация художественных стилей. Она включает в себя стили отдельных произведений, авторские, национальные, межнациональные, транснациональные, большие и фундаментальные стили. Как уже пок ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы