Москва. Две столицы: духовное величие

Информация о культуре » Москва. Две столицы: духовное величие

Страница 3

В 1559–1585 гг. построен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы — величественный пятиглавый пятистолпный храм, повторяющий формы Успенского собора Московского Кремля. В 1540–1550 гг. монастырь был обнесен каменными стенами с 12 башнями. В XVII в. в обители построили трапезную с храмом преп. Сергия Радонежского (1686–1692 гг.), надвратный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи (1693–1699 гг.), больничные палаты с храмом во имя преп. Зосимы и Савватия (1635–1638 гг.). В XVIII в. на территории монастыря были основаны храмы во имя преп. Михея Радонежского (1734), в честь Смоленской иконы Божией Матери (1745–1748 гг.), а также пятиярусная колокольня, высотой 88, 04 м (1740—1770 гг.). Кроме того, в XVI–XIX вв. были построены корпуса келий, митрополичьи покои, ризница, Царские чертоги.

В XVI–XIX вв. вокруг Лавры основано несколько монастырей и скитов. Спасо-Вифанский монастырь основан в 1783 г. митрополитом Платоном (Левшиным), в память о палестинском селении Вифания, с которым связано воскрешения Иисусом Христом Лазаря. В монастыре — Преображенский храм (1783–1786 гг.), в интерьере которого устроена модель горы Фавор; собор в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1860–1866 гг.), митрополичьи покои, казначейский корпус.

В 1844 г. наместником Лавры архимандритом Антонием (Медведевым) был основан Гефсиманский скит. В 1847 г. знаменитый юродивый Филипп (Хорев) положил начало Пещерному отделению Гефсиманского скита, которое вскоре стало называться Черниговским скитом. Здесь находилась чудотворная Черниговско-Гефсиманская икона Божией Матери, в 1886—1897 г. был построен пятиглавый храм в честь Черниговской иконы Божией Матери. На территории скита похоронены философы К.Н. Леонтьев и В.В. Розанов. В 1859 г. основан скит Параклита близ Гефсиманского скита, с храмом Святого Духа Утешителя.

На территории Москвы и ближайшего Подмосковья ныне располагается около 40 действующих монастырей. Самый древний московский монастырь — Свято-Данилов, основанный в 1282 г. московским князем Даниилом Александровичем за южной окраиной Москвы. Данилов монастырь и сегодня играет важнейшую роль в жизни России — именно здесь расположена резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, главы Русской Православной Церкви.

В XIV–XVI вв. Данилов монастырь находился в запустении, ибо еще великий князь Иван Данилович Калита перевел монашескую братию на княжеский двор в Кремль. В 1560 г. монастырь возобновили по повелению государя Ивана IV Грозного. Во времена его правления был построен двухъярусный храм Семи Вселенских Соборов. В основании этого храма лежит церковь Покрова, над которой в XVIII в. возвели «летний» храм, а позднее была устроена еще и ярусная церковь Даниила Столпника. Таким образом сложилась уникальная композиция — два верхних храма на одном нижнем. В XVIII же веке на Святыми воротами возвели ярусную церковь-колокольню Симеона Столпника. В 1833–1838 гг. архитектор О.И. Бове построил однокупольный Троицкий собор. От построек XIX столетия сохранились также братский корпус, настоятельские покои и др.

После того, как в 1983 г. монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, здесь были сооружены резиденция патриарха и Святейшего Синода, Поминальная часовня, надкладезная часовня в память 1000-летия Крещения Руси, а также памятник святому князю Даниилу Московскому.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Соотношение личности и общества в романтической и реалистической традиции. Символизм
Романтизм и реализм – два художественных метода, сложившихся в XIX веке и отражающих два важнейших типа сознания нового времени. Художественный метод – это общая основа творчества, подход к отбору жизненного материала, к изображению дейст ...

Исторические музеи
В начале XIX века музеи впервые начали выполнять определенную роль в пробуждении национального самосознания у этносов, которые находились под чужеземным гнетом или подвергались агрессии со стороны сильных соседей. Одновременно пришло приз ...

Движение за обновление искусств и ремесел второй половины XIX века
Ненормальное положение формообраз-я предметного мира, кот. проявилось в сер. 19 в., было замечено многими деятелями искусства того времени и перед ними стоял вопрос «как преодолеть эти негативные влияния в формообраз-и предметного мира». ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы