Москва. Две столицы: духовное величие

Информация о культуре » Москва. Две столицы: духовное величие

Страница 5

Смоленский собор строили в течение 14 месяцев и закончили к престольному празднику 28 июля 1525 г. Имя архитектора точно не установлено. Предполагают, что это был Алевиз Фрязин Новый, по другой версии им был Нестор, погибший в числе 56 каменщиков при обвале сводов собора. Внешне Смоленский собор напоминает Успенский и Архангельский соборы Кремля. Это монументальное сооружение строгих линий с пятиглавым завершением. Собор был расписан фресками, которые крайне редки для XVI в.

Основные здания Новодевичьего монастыря построены при деятельном участии царевны Софьи. В 1690 г. сооружена колокольня, которую называли «самой выдающейся из всех московских колоколен». На средства Софьи построена трапезная с Успенской церковью и обе надвратные церкви Покрова Богородицы и Преображения Господня в стиле московского барокко. Крепостные стены с 12 башнями соорудили в самом конце XVII века.

В некрополе Новодевичьего монастыря погребены многие выдающиеся люди России. В подклете Смоленского собора покоятся останки представителей известных княжеских родов: Воротынских, Голициных, Барятинских, Кубенских, бояр Дашковых. На территории монастыря похоронены герой Отечественной войны 1812 года, поэт Д.В. Давыдов, историки С.М. Соловьев и М.П. Погодин, археолог граф А.С. Уваров, философ В.С. Соловьев, генерал А.А. Брусилов. В годы советской власти сюда были перенесены с уничтоженных кладбищ останки Н.В. Гоголя, А.С. Хомякова, Н.М. Языкова, С.Т. Аксакова, А.П. Чехова. В те же годы на новом кладбище за южной стеной были похоронены видные деятели советского государства, культуры, военные.

С 1964 г. в монастыре располагается резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского, а также Московское епархиальное управление. С 1994 г. монастырь был возобновлен как женская обитель.

Новоиерусалимский Воскресенский Истринский монастырь был основан патриархом Никоном в 1656 г. на землях села Воскресенского на холме над рекой Истрой. Монастырь был задуман патриархом Никоном как главная обитель Русской Православной Церкви по образу и подобию храма Воскресения Господня в Палестине. Отсюда и возникло название — Новый Иерусалим. И все окрестные места переименовали в соответствие с палестинскими святыми местами.

Строительство главного каменного храма, Воскресенского собора, началось в 1658 г. и шло до 1685 г. В 1681 г. в Воскресенском соборе погребли останки патриарха Никона, над его могилой висели вериги, которые Никон носил почти двадцать пять лет. В монастыре хранились келейная икона Никона и его клобук. В конце XVII в. монастырь обнесли кирпичными стенами с 8 шатровыми башнями. Огромный Воскресенский храм лишь в общих чертах повторял палестинский — была изменена планировка, вместо 14, как в Иерусалимском храме, создали 29 приделов. В XVIII в. собор сгорел, но был восстановлен в 1749–1756 гг. по проекту В. Растрелли.

Вторично Воскресенский собор погиб в 1941 году — его взорвали отступающие немецко-фашистские войска. Но в послевоенные годы собор вновь восстановили. С 1994 года в Новом Иерусалиме возобновилась монашеская жизнь.

Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь основанв 1479 г. преподобным Иосифом Волоцким в 18 километрах от Волоколамска на берегу небольшого озера. В XV–XVI вв. монастырь играл большую просветительскую роль, был известен огромной библиотекой, ведением летописей, переписыванием книг. Основные постройки относятся к XV–XVII вв. Главный центр обители — Успенский собор, сооруженный в 1688–1692 гг. На верхнем этаже пятиглавого собора располагается храм Успения Пресвятой Богородицы, на нижнем этаже — храм во имя преп. Иосифа. Редкой красотой отличаются монастырские стены с многогранными шатровыми башнями, богато украшенными декоративной кирпичной кладкой и зелеными изразцами. Закрытый в 1920 г. и разрушенный гитлеровцами в 1941 г., монастырь был восстановлен в послевоенные годы, а возрожден как монашеская обитель в 1989 г.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Становление и развитие искусства выемчатой лиможской эмали
Лиможская эмаль - французские художественные изделия из меди с росписью непрозрачной эмалью, изготовлявшиеся в г. Лимож (Limoges, France), расцвет производства которого припадает на середину XV – середину XVII вв. Изготовление изделий эт ...

Самый совершенный музыкальный инструмент – человеческий голос
Февраль – «Песни, романсы, арии из опер и оперетт». Были представлены две разновидности голоса – сопрано и бас. (Песня Марфы из оперы «Хованщина» М. Мусоргского; Песня варяжского гостя из «Садко» Н. Римского-Корсакова и др). Март. «Тенор ...

Торговля
Товарное производство на Руси существовало уже на ранней стадии феодализма. В большей степени его возникновение связано с ростом ремесла и городов. Выделение ремесла, возникновение и рост городов содействовали расширению внутреннего рынка ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы