Москва. Две столицы: духовное величие

Информация о культуре » Москва. Две столицы: духовное величие

Страница 5

Смоленский собор строили в течение 14 месяцев и закончили к престольному празднику 28 июля 1525 г. Имя архитектора точно не установлено. Предполагают, что это был Алевиз Фрязин Новый, по другой версии им был Нестор, погибший в числе 56 каменщиков при обвале сводов собора. Внешне Смоленский собор напоминает Успенский и Архангельский соборы Кремля. Это монументальное сооружение строгих линий с пятиглавым завершением. Собор был расписан фресками, которые крайне редки для XVI в.

Основные здания Новодевичьего монастыря построены при деятельном участии царевны Софьи. В 1690 г. сооружена колокольня, которую называли «самой выдающейся из всех московских колоколен». На средства Софьи построена трапезная с Успенской церковью и обе надвратные церкви Покрова Богородицы и Преображения Господня в стиле московского барокко. Крепостные стены с 12 башнями соорудили в самом конце XVII века.

В некрополе Новодевичьего монастыря погребены многие выдающиеся люди России. В подклете Смоленского собора покоятся останки представителей известных княжеских родов: Воротынских, Голициных, Барятинских, Кубенских, бояр Дашковых. На территории монастыря похоронены герой Отечественной войны 1812 года, поэт Д.В. Давыдов, историки С.М. Соловьев и М.П. Погодин, археолог граф А.С. Уваров, философ В.С. Соловьев, генерал А.А. Брусилов. В годы советской власти сюда были перенесены с уничтоженных кладбищ останки Н.В. Гоголя, А.С. Хомякова, Н.М. Языкова, С.Т. Аксакова, А.П. Чехова. В те же годы на новом кладбище за южной стеной были похоронены видные деятели советского государства, культуры, военные.

С 1964 г. в монастыре располагается резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского, а также Московское епархиальное управление. С 1994 г. монастырь был возобновлен как женская обитель.

Новоиерусалимский Воскресенский Истринский монастырь был основан патриархом Никоном в 1656 г. на землях села Воскресенского на холме над рекой Истрой. Монастырь был задуман патриархом Никоном как главная обитель Русской Православной Церкви по образу и подобию храма Воскресения Господня в Палестине. Отсюда и возникло название — Новый Иерусалим. И все окрестные места переименовали в соответствие с палестинскими святыми местами.

Строительство главного каменного храма, Воскресенского собора, началось в 1658 г. и шло до 1685 г. В 1681 г. в Воскресенском соборе погребли останки патриарха Никона, над его могилой висели вериги, которые Никон носил почти двадцать пять лет. В монастыре хранились келейная икона Никона и его клобук. В конце XVII в. монастырь обнесли кирпичными стенами с 8 шатровыми башнями. Огромный Воскресенский храм лишь в общих чертах повторял палестинский — была изменена планировка, вместо 14, как в Иерусалимском храме, создали 29 приделов. В XVIII в. собор сгорел, но был восстановлен в 1749–1756 гг. по проекту В. Растрелли.

Вторично Воскресенский собор погиб в 1941 году — его взорвали отступающие немецко-фашистские войска. Но в послевоенные годы собор вновь восстановили. С 1994 года в Новом Иерусалиме возобновилась монашеская жизнь.

Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь основанв 1479 г. преподобным Иосифом Волоцким в 18 километрах от Волоколамска на берегу небольшого озера. В XV–XVI вв. монастырь играл большую просветительскую роль, был известен огромной библиотекой, ведением летописей, переписыванием книг. Основные постройки относятся к XV–XVII вв. Главный центр обители — Успенский собор, сооруженный в 1688–1692 гг. На верхнем этаже пятиглавого собора располагается храм Успения Пресвятой Богородицы, на нижнем этаже — храм во имя преп. Иосифа. Редкой красотой отличаются монастырские стены с многогранными шатровыми башнями, богато украшенными декоративной кирпичной кладкой и зелеными изразцами. Закрытый в 1920 г. и разрушенный гитлеровцами в 1941 г., монастырь был восстановлен в послевоенные годы, а возрожден как монашеская обитель в 1989 г.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Гуманизм эпохи Возрождения
Главным и наиболее существенным в культуре Возрождения является гуманизм. Основателем гуманизма и всей ренессансной культуры стал итальянский поэт Франческо Петрарка (1304-1374). Он первым заговорил о повороте культуры к античности. Петр ...

Актуальность традиционной культуры астраханских татар и формы ее распространения
Традиционная культура – это автохонная, устойчивая культура, в ней изменения не происходят, либо эти процессы протекают очень медленно, потому не фиксируются коллективным сознанием народа, который является ее носителем. На сегодняшний де ...

Причины высокого развития арабской культуры
Одна из важных особенностей мусульманской цивилизации - правители, борясь с иноверцами и язычниками, тем не менее, не запрещали ученым пользоваться знаниями, полученными из книг греческих, индийских, китайских авторов. В результате широк ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы