Москва. Две столицы: духовное величие

Информация о культуре » Москва. Две столицы: духовное величие

Страница 7

Заново построенный храм Христа Спасителя изначально создавался как главный центр церковной жизни Московской патриархии. Помимо главного храма, посвященного Рождеству Христову, здесь же устроен храм Преображения Господня с приделами, восстанавливающими посвящения престолов некогда снесенного Алексеевского монастыря. Вблизи набережной Москвы-реки сооружен деревянный шатровый храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Державной» (архитектор А.Б. Барабанов). В стилобатной части разместился зал Церковных Соборов Русской Православной Церкви, зал заседаний Священного Синода, музей памяти павших в Отечественной войне 1812 года, другие административные помещения.

Строительство уникального комплекса храма Христа Спасителя было выполнено всего лишь за шесть лет! 19 августа 2000 года в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Алексий II в присутствии иерархов многих православных церквей мира, руководства России и Москвы, при стечении огромного количества православных мирян освятил храм Христа Спасителя в Москве.

В 1555–1561 гг., в честь взятия Казани на Красной площади, возле кремлевского рва был построен величественный собор Покрова Пресвятой Божией Матери (Покровский собор, что на Рву). Строили его русские зодчие Барма и Посник, впрочем, сообщения о них столь глухи, что, возможно, это было одно и тоже лицо.

Первоначально на месте Покровского собора была заложена церковь Троицы — будущий придел к Покровскому собору. Согласно задания строителям, новый каменный собор должен был состоять из 8 отдельных церквей, символизирующих дни решающих боев за Казань. Строители собора творчески истолковали задачу, создав оригинальную композицию. Между четырьмя осевыми столпообразными церквями они расположили четыре, меньшие по высоте. Те и другие увенчивались луковичными главами. Все восемь церквей сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной Покровской церковью, завершенной шатром с маленькой главкой. Все церкви объединены общим основанием, обходной и первоначально открытой галереей, внутренними сводчатыми галереями. Храм был выстроен из кирпича, а фундамент, цоколь и ряд деталей — из белого камня.

Таким образом, строителя храма удалось собрать в одном храме, фактически, восемь церквей. Поэтому покровский собор изначально имел восемь приделов: церкви Живоначальной Троицы, Входа в Иерусалим, Николая Великорецкого, Киприана и Иустины, Трех патриархов Константинопольских, Варлаама Хутынского, Александра Свирского, Григория Великой Армении.

Покровский собор — уникальное сооружение-монумент, своего рода памятник славы Русского государства, воплощающий идеи «храма-города», «Небесного Иерусалима».

Но в историю России Покровский собор вошел под именем собора Василия Блаженного, по имени московского юродивого, похороненного еще в 1552 г. возле церкви Троицы. После канонизации Василия Блаженного в 1588 г., была построена Васильевская церковь — нынешний Васильевский придел Покровского собора. По Васильевскому приделу и весь собор со временем получил у москвичей свое название.

В 1929 г. собор был закрыт. Ныне в соборе располагается филиал Государственного Исторического музея, но уже с 1991 г. в соборе проводятся нерегулярные богослужения.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Научная новизна исследования
В данном исследовании новым является: 1. Понимание культурного смысла и игровой сущности зрелища в контексте игровой концепции культуры. 2. Анализ активной, деятельной природы массового зрелища как единства эстетического восприятия и со ...

Выбор материала для изготовления изделия
Фонарь в форме ларца состоит из 15 частей. Это 4 боковые стенки (1 - 3), дно (6), 4 стенки крышки (4,5), 4 ножки (7), ключ (7) и кольцо (10). Конструкция изделия представлена на сборочном чертеже. Материал, стиль и назначение изделия пр ...

Приёмы графической подачи и графические возможности в изображении объектов
Графика является наиболее распространенным видом изобразительного искусства. Графика – это один из видов изобразительного искусства, близкий живописи со стороны содержания и формы, но имеющий свои собственные конкретные задачи и художеств ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы