Социальная структура человека, как и любая структура общественных явлений повседневной жизни, конечно, предполагает систематизацию наших представлений о наиболее важных свойствах изучаемого объекта. Понимая человека как социоприродное существо, делая акцент на определяющем значении социального в иерархии его качеств, биогенетические характеристики оказываются как бы на последнем плане. Но это вовсе не означает недооценки их роли, первичности в процессе становления личности. Основные компоненты социальной структуры человека— социально-типические, социально и индивидуально-психологические, биолого-физиологические, генетические — находятся в органической взаимосвязи, определяя целостность человека. Но каждый из компонентов может рассматриваться как относительно самостоятельный, исторически изменчивый внутри самого себя (например, классовая, национальная принадлежность, характер трудовой, коммуникативной, духовной жизнедеятельности), и во взаимосвязи с другими. Это касается биолого-генетических детерминант социальных качеств человека.
Биолого-физиологическая природа личности изменчива и на современном этапе требуется ее переосмысление.
Клод Леви-Стросс — один из основных представителей французского структурализма, оценивая взаимосвязь социального и природного, пишет: «Если с появлением общества действительно происходит тройной переход от природы к культуре, от чувственного к рациональному, от животного к человеческому, то человеку уже в естественном состоянии необходимо приписать существенную способность, которая побуждает его преодолеть эти препятствия. Способность эта одновременно природна и культурна, чувственна и рациональна, животна и человечна и переходит из одного плана в другой лишь при условии осознания».
Суть концепции Леви-Стросса в обнаружении единства физических, физиологических, психологических, социальных и духовных закономерностей, и в этом смысле он провозглашает необходимость редукции культуры к природе. Теория «нового гуманизма», не знающего сословных и расовых ограничений, в основе своей имеет идею «сверхрационализма», предполагающего единство чувственного и рационального, опирающегося на «логику чувственных качеств» как прообраз современной науки.
В этой позиции ученого, сформировавшейся в результате глубоких этнографических, культурно-антропологических и структурно-лингвистических исследований, выделяются два важнейших постулата. Во-первых, история обществ мыслится конкретно как последовательность сменяющихся во времени социальных состояний. В индустриальном обществе человек стремится производить и потреблять как можно больше информации, в «примитивном» — люди ограничиваются воспроизводством простых и скудных условий существования. Во-вторых, человека «нового» и «древнего» объединяют всеобщие законы культуры, функционирования человеческого разума, социума в целом.
Эти постулаты помогают построить более или менее достоверную версию понимания взаимосвязи природного и социально-культурного в структуре современного человека.
Биолого-генетические свойства человека — относительно самостоятельная система в иерархии различных уровней структуры личности. Она образует своего рода фундамент, от качества которого зависит и прочность всего здания, и специфика, прочность «лестницы оснований» психологических, социальных качеств, надстраивающихся над ним. Несущие конструкции, взаимосвязи свойств человека также определяются качеством фундамента.
Или другая метафора — сравнение человека с деревом. Если загнивает корневая система, растение погибает.
Призыв Леви-Стросса вернуться культуре к природе в этом смысле чрезвычайно актуален. Ибо биолого-генетические характеристики человека это как раз то основание, фундамент, корни, от которых зависит судьба человека.
Биосфера как основание социосферы сегодня теряет свою несущую способность. Это проявляется в разного рода катаклизмах экологических, демографических — падает рождаемость, население стареет. Неуклонно растет число больных СПИДом, ВИЧ-инфицированных. Практически отсутствует профилактика заболеваний. До сих пор не научились лечить такие грозные болезни века, как рак, диабет, сердечно-сосудистые и многие др.
Вторжение человека в тайны генетического наследования (клонирование, в частности, генетически модифицированные животные и растения) может привести к неоднозначным результатам.
В биологическом, природном социальное должно доказать свою состоятельность, нужность, способность направлять эволюцию человека.
Ученые делают далеко идущие предположения. Так академик П.К. Анохин подчеркивал, что биология человека — это не биология вообще, как, например, у обезьяны. Это специфически человеческая биология. Все логические и мыслительные операции зависят от общения с людьми. На основе многолетних исследований нейрофизиологи доказывают, что многое из того, что считается специфически человеческим, приобретенным человеком после рождения, заготовлено в нашей природе в форме фиксированных соотношений нервных структур.
Еще по теме:
Соотношение социальной культуры с духовной
Социальную культуру объединяет с духовной то, что обе они ориентированы на «ценностную» ось. Высшие ценности обеих этих областей культуры имеют финальный, «самоценный» характер. Они нужны не как средства для достижения чего-то, а как коне ...
Первая всемирная промышленная выставка 1851 года и ее значение для развития
формообразования предметного мира
В середине 19 в. в развитых странах Зап. прошла промышл-я революция и стали появляться новые изобретения, много машин-механизмов. Необходимо было как-то продемонстрировать все достижения техники пром-го произв-ва. Т.к. Англия была одной и ...
История мировой культуры
Во всех видах искусства мы находим четыре классицизма. Но, пожалуй, ярким проявлением классицизма стала архитектура. И если в Италии памятники архитектуры это, прежде всего культовые постройки, то вершиной французской архитектуры той эпох ...