Древнейшим каменным храмом на Руси является Десятинная церковь в Киеве (989-996) о которой мы судим лишь по ее открытым раскопками фундаментам. Первоначально это был крестово-купольный, шестистолпный храм, вскоре расширенный путем обстройки открытыми пониженными галереями. По свидетельству письменных источников храм был 25-главным, напоминал многоглавие деревянной Новгородской Софии. Десятинной церковь эта была названа потому, что великий князь выделял одну десятую своих доходов на содержание и храма, и митрополита со всем его двором. Первый храм на Руси отличался величием архитектурных форм и художественным богатством внутреннего убранства.
Киевский Софийский собор – прекраснейшее и наиболее величественное создание зодчих 11 века. Внутреннее пространство собора было сложным и живописным. Могучие лестничные башни с шатровыми верхами, расположенные в живописной асимметрии у западных углов собора, усиливали величавую торжественность храма. Над его закомарами поднимались 13 куполов, образующих пирамидальную композицию верха. Грандиозность и пышность внутреннего пространства храма подчеркивалась сверкающей поверхностью мозаичных полов, тонкой резьбой, обилием драгоценной утвари и богатых тканей. Смелостью и оригинальностью замысла зодчие Ярослава превзошли своих византийских собратьев. В целом образ Софийского собора был проникнут идеей величия и силы русского народа, объединенного в могучем государстве, чувством его торжества и ликования.
Древнейшие памятники каменного зодчества 10-11 веков являются органической частью Культуры Киевской Руси. Прежде всего, в них запечатлена идея величия и могущества русской державы, триумфа русского народа, объединенного в единое государство, выраженная в грандиозности и пышности зданий; многоглавие храмов, мощные лестничные башни способствуют выявлению этой идеи. В целом архитектура проникнута торжественным и оптимистическим настроением.
Высокое художественное совершенство и своеобразие памятников древнего русского зодчества10-11 веков ставят их в первом ряду шедевров мировой архитектуры.
Ни в Византии, ни на Западе нельзя было встретить храмов с большим количеством куполов. Это - чисто русское явление, наследие деревянного зодчества, перенесенное затем на каменную постройку. Первая София - в Новгороде была дубовая, тринадцатикупольная. Эта старая традиция жила в деревянном зодчестве очень долго и, между прочим, дошла до нас в деревянной 23-главой церкви Кижского погоста.
В ознаменовании побед поэты и летописцы слагали песни и исторические хроники, талантливые зодчие возводили величественные храмы, художники украшали их замечательными фресками и иконами.
Лучшие русские художники и зодчие сумели выразить в своем творчестве мысли, чувства и надежды полного сил и дерзания народа, его горделивое самоутверждение как независимой нации, его душевную чистоту и возвышенную мечту о совершенной гармонии человека, о жизни и согласии и мире, законам добра и красоты.
«Подводя итоги всему, что сделано Россией в области искусства,- писал И.Э. Грабарь,- приходишь к выводу, что это по преимуществу страна зодчих. Чутье пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм,- словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одаренности русского народа».
Природная архитектурная одаренность русского народа была развита наследственной выучкой древнерусских зодчих и любовным изучением многочисленных образцов, так что ремесленный навык перерастал в тонкое чутье и понимание красоты, равное по силе могучему и безошибочному врожденному инстинкту. Это качество русские зодчие передали и мастерам нового времени.
Еще по теме:
Начало организации охраны памятников истории и культуры
Что касается идеи охраны памятников, как социального действия, то она в 1-й половине XIX века находилась на стадии осмысления. Ей проводниками были Петербургская Академия Наук, просвещенные представители дворянства, правящей бюрократии, д ...
Балетні жанри Ноймайера
Визначення жанру балетів Ноймайєра — складна теоретична проблема у паралельному розгляді балетів-симфоній та балетів-драм. Відбувається дифузія жанрів. Перші виходять за межі безсюжетного балету, бо Ноймайєр у розгорнуті композиції симфон ...
Областной драматический театр на Большевистской
В I960 году к начальнику Областного управления культуры Николаю Чернову пришла делегация: директор театра Родовский, бывший актер и студиец Рогачевского, заслуженные артисты Филиппова, Фомин — всего человек 6-7. Пришли рассказать о жизни ...