Каменное зодчество

Информация о культуре » Древнерусская культура » Каменное зодчество

Страница 1

Древнейшим каменным храмом на Руси является Десятинная церковь в Киеве (989-996) о которой мы судим лишь по ее открытым раскопками фундаментам. Первоначально это был крестово-купольный, шестистолпный храм, вскоре расширенный путем обстройки открытыми пониженными галереями. По свидетельству письменных источников храм был 25-главным, напоминал многоглавие деревянной Новгородской Софии. Десятинной церковь эта была названа потому, что великий князь выделял одну десятую своих доходов на содержание и храма, и митрополита со всем его двором. Первый храм на Руси отличался величием архитектурных форм и художественным богатством внутреннего убранства.

Киевский Софийский собор – прекраснейшее и наиболее величественное создание зодчих 11 века. Внутреннее пространство собора было сложным и живописным. Могучие лестничные башни с шатровыми верхами, расположенные в живописной асимметрии у западных углов собора, усиливали величавую торжественность храма. Над его закомарами поднимались 13 куполов, образующих пирамидальную композицию верха. Грандиозность и пышность внутреннего пространства храма подчеркивалась сверкающей поверхностью мозаичных полов, тонкой резьбой, обилием драгоценной утвари и богатых тканей. Смелостью и оригинальностью замысла зодчие Ярослава превзошли своих византийских собратьев. В целом образ Софийского собора был проникнут идеей величия и силы русского народа, объединенного в могучем государстве, чувством его торжества и ликования.

Древнейшие памятники каменного зодчества 10-11 веков являются органической частью Культуры Киевской Руси. Прежде всего, в них запечатлена идея величия и могущества русской державы, триумфа русского народа, объединенного в единое государство, выраженная в грандиозности и пышности зданий; многоглавие храмов, мощные лестничные башни способствуют выявлению этой идеи. В целом архитектура проникнута торжественным и оптимистическим настроением.

Высокое художественное совершенство и своеобразие памятников древнего русского зодчества10-11 веков ставят их в первом ряду шедевров мировой архитектуры.

Ни в Византии, ни на Западе нельзя было встретить храмов с большим количеством куполов. Это - чисто русское явление, наследие деревянного зодчества, перенесенное затем на каменную постройку. Первая София - в Новгороде была дубовая, тринадцатикупольная. Эта старая традиция жила в деревянном зодчестве очень долго и, между прочим, дошла до нас в деревянной 23-главой церкви Кижского погоста.

В ознаменовании побед поэты и летописцы слагали песни и исторические хроники, талантливые зодчие возводили величественные храмы, художники украшали их замечательными фресками и иконами.

Лучшие русские художники и зодчие сумели выразить в своем творчестве мысли, чувства и надежды полного сил и дерзания народа, его горделивое самоутверждение как независимой нации, его душевную чистоту и возвышенную мечту о совершенной гармонии человека, о жизни и согласии и мире, законам добра и красоты.

«Подводя итоги всему, что сделано Россией в области искусства,- писал И.Э. Грабарь,- приходишь к выводу, что это по преимуществу страна зодчих. Чутье пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм,- словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одаренности русского народа».

Природная архитектурная одаренность русского народа была развита наследственной выучкой древнерусских зодчих и любовным изучением многочисленных образцов, так что ремесленный навык перерастал в тонкое чутье и понимание красоты, равное по силе могучему и безошибочному врожденному инстинкту. Это качество русские зодчие передали и мастерам нового времени.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Театральное искусство ХХ века: поиски путей к диалогу
Конец XIX – начало ХХ вв. – эпоха, к которой еще долго будет возвращаться интерес критиков, исследователей, философов, историков культуры и искусства. Не затрагивая многих интереснейших черт этого периода в рамках дипломной работы, отмети ...

Обычаи и обряды астраханских татар
Особо чтимыми праздниками у астраханских татар были мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. Новогодний праздник Навруз отмечали 10 марта по старому стилю, празднуя одновременно и наступление весны: выходили в поле, совершали ...

«Скульптурный дизайн» второй половины 1960-х гг
К серед. 1960-х гг. проявляется стремление выйти на новый подход к предметному формообраз-ю, более теплый и артистичный, в отличие от господствовавшего в начале 1960-х гг. «браунстиля» - функцион-го и аскетичного. Появляется желание прибл ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы