Каменное зодчество

Информация о культуре » Древнерусская культура » Каменное зодчество

Страница 3

«Подводя итоги всему, что сделано Россией в области искусства,- писал И.Э. Грабарь,- приходишь к выводу, что это по преимуществу страна зодчих. Чутье пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм,- словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одаренности русского народа».

Природная архитектурная одаренность русского народа была развита наследственной выучкой древнерусских зодчих и любовным изучением многочисленных образцов, так что ремесленный навык перерастал в тонкое чутье и понимание красоты, равное по силе могучему и безошибочному врожденному инстинкту. Это качество русские зодчие передали и мастерам нового времени

Живой интерес русского человека – еще в самые отдаленные времена – к своему историческому прошлому очень показателен для характеристики духовного облика образованного русского человека, во все эпохи стремящегося познавать настоящее путем сопоставления его с прошлым. Ни в какой другой литературе летописание не занимало такого большого места и не играло такой большой роли, как в русской. Ни прочие славянские литературы, ни литературы европейского Запада не создали ничего равноценного нашей летописи. Такой видный для своего времени знаток древнерусского летописания, как немецкий ученый Шлецер, которого трудно заподозрить в пристрастии к русской литературе, обозрев древние иностранные летописи, в том числе и немецкие, писал: «Теперь пусть сравнят беспристрастно русское богатсво с бедностью всей верхнесеверной истории; Нестерову древность с молодостью скандинавов, прочих славен и венгров; полноту и связь в русской истории с отрывками других; ее правдивость и важность с легкомысленными выдумками первых скандинавских, славянских и венгерских временников и всеми их продолжениями до 16 столетия! . Долгое время Нестор остается единственным летописателем между своими сотоварищами». И далее: «Нестор, еще раз повторяю, на всем этом обширном поприще есть один только настоящий, в своем роде полный и справедливый (включая чудеса) летописатель».

И в наши дни летопись не потеряла своего большого не только историко-познавательного, но и воспитательного значения. Она продолжает служить воспитанию благородных патриотических идей, учит глубокому уважению к славному историческому прошлому нашего народа.

Родословное древо нашей культуры своими корнями уходит в таинственные толщи столетий; эти корни питались глубокими подпочвенными соками, невидными невооруженному глазу. Потребовалась работа не одного поколения ученых, художников-реставраторов, собирателей-коллекционеров, подвижнический труд знатоков, для того, чтобы приоткрылась завеса времени, и мы увидели безграничный и неисчерпаемый мир образов Древней Руси.

В наши дни (для многих нежданно-негаданно) художественные явления средних веков – произведения живописи, музыки, архитектуры – стали живой и зримой действительностью; в бурных ритмах современности зазвучали соразмерные напевы древнерусского искусства, а краски, которые вчера еще представлялись блеклыми, становятся цветом, светом и воздухом эпохи.

Нельзя не гордиться тем, что наша страна поставила некогда подпись в числе других крупнейших стран мира под международной конвенцией, в основу которой был положен так называемый «пакт Рериха», обязывающий защищать и охранять памятники культуры, где бы они не находились.

Многое можно увидеть в исторических далях, если посмотреть на живую древнюю Русь из-под ладони, неторопливо и внимательно. Путешествие это будет еще продолжаться, и продолжаться, как с каждым новым поколением продолжается жизнь.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Обычаи и обряды астраханских татар
Особо чтимыми праздниками у астраханских татар были мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. Новогодний праздник Навруз отмечали 10 марта по старому стилю, празднуя одновременно и наступление весны: выходили в поле, совершали ...

Синтез искусств
Искусство можно классифицировать по разным основаниям, следуя различным принципам классификации. Рассматривая материальное бытие художественной формы, различают искусство пространственные (живопись, графика, скульптура, декоративное искус ...

Системное построение культуры
В культорологии выдел 2 осн-х вида К.: 1. Матер.; 2. Дух-я. Главным критерием, разгранич этих культур явл не форма сущ-я, а хар-р потребностей, на удовлет кот направлены культ ценности. Матер культ удовлет матер потребности чел в еде. Дух ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы