Каменное зодчество

Информация о культуре » Древнерусская культура » Каменное зодчество

Страница 2

Мудрая простота и ясных архитектурных композиций и форм, практическая, функциональная оправданность всех деталей и приемов, органическое единство художественного и конструктивного начал, подлинная монументальность, достигаемая за счет не величины сооружения или обилия украшений, а высокой гражданственности и патриотической идеи, воплощенной в нем, последовательный реализм. Полное слияние архитектуры и природы, наконец, та человечность, гуманизм, которые так волнуют нас при встрече с каждым произведением истинного искусства, - вот чему учит нас история русского деревянного зодчества. Это не временные, преходящие, но вечные и неизменные принципы архитектурного искусства.

Русская деревянная архитектура – неотъемленная составная часть всей отечественной художественной культуры. Для всего русского зодчества она являлась как бы гигантской творческой лабораторией, в которой народ создавал и испытывал новые формы и приемы. Между деревянной и каменной архитектурой существовали всегда теснейшие взаимосвязи и взаимовлияния. «Сама история московского зодчества, - писал один из крупнейших русских художников и искусствоведов академик И.Грабарь, - есть в значительной степени история перенесения деревянных форм на каменные сооружения».

Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах, думать о значении волнистой линии орнамента, высеченного на замшелом камне? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитые красными нитями, донца прялок, расписанные пестрыми красками, вальки, украшенные загадочными геометрическими узорами?

Человек не подобен бабочке-однодневке, весело порхающей на солнце, не знающей о том, что было вчера и что ей сулит завтра. В его судьбе слетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Человек-сын своего времени и своей страны; чувство Родины всегда неотделимо от чувства истории. Не случайно в годины военных и иных лихолетий люди обращаются к памятным страницам прошлого, ища в отшумевших веках поддержку, ответы на загадки современности.

Еще несколько десятилетий назад, в 19 веке, народное деревянное зодчество – даже лучшие церкви и соборы, не говоря уж о гражданской, жилой архитектуре, - вообще не рассматривалось как явление большого искусства. Те сооружения, которые сейчас стали для нас замечательными памятниками национального искусства, находились тогда в ведении официальной церкви, менее всего обеспокоенной исторической ценностью и сохранностью этих бедных, отдаленных приходских храмов. Еще в свое время Виссарион Белинский писал, что знаменитейшие события нашей истории записаны не только на сухих страницах летописей, они переданы памяти потомства в произведениях искусства, они рассеяны всюду, особенно в старинных городах наших, но не всякий хочет замечать их. По одним этим памятникам можно было бы прочесть в главных очерках историю Руси.

Деревянное народное зодчество для нас непросто драгоценное наследие, не «мертвый капитал», а один из животворных источников развития современной архитектуры.

Древнерусские города сыграли исключительную роль в развитии русской государственности, в распространении на Руси просвещения и искусства. Они являлись цитаделью русского национального зодчества, животворным источником и рассадником самобытной культуры нашего народа, способствовали становлению и развитию ремесленного производства.

Сохранившиеся до нашего времени древнерусские города - это живая летопись прошлого, бесценные сокровища материальной и духовной культуры, переданные нам далекими предками.

Каждый из древнерусских городов – это подлинный музей. Ознакомление на месте с его памятниками может дать всякому, кому дороги искусство, культура и историческое прошлое нашего народа, не меньше, а иногда и больше, чем простое изучение истории или литературы.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Религиозное искусство
Весьма актуальной тему религиозного искусства делает и гигантский рост интереса к памятникам культуры прошлых веков. Древнее русское искусство – храмовое зодчество, мозаики, фрески, иконы – перестало быть предметом исследования немногих с ...

Некоторые композиционные приемы
Совсем необязательно строить многоэлементную композицию - можно использовать минимум деталей, и чем их меньше, тем сильнее должна быть их характерность, типичность. Можно выразить тему через отдельные характерные ассоциации с помощью пре ...

Основные стадии развития инженерного дела
Инженерия с древности до современности проходит три основные стадии. Эти стадии являются также уровнями развития инженерной культуры. - На первых порах в инженерии преобладает рецептурный, технологический аспект. Инженер выступает как зн ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы