Начало организации охраны памятников истории и культуры

Информация о культуре » Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков » Начало организации охраны памятников истории и культуры

Страница 1

Что касается идеи охраны памятников, как социального действия, то она в 1-й половине XIX века находилась на стадии осмысления. Ей проводниками были Петербургская Академия Наук, просвещенные представители дворянства, правящей бюрократии, духовенства и мещан, обретшие вкус к научно-исследовательскому собиранию древностей, предметов искусства и естественно-исторических образцов. Начало XIX века отмечено формированием исторических, художественных и естественно-научных собраний, изданием первых путеводителей по городам с перечислением их достопримечательностей, попытками организации музеев, созданием обществ любителей древностей. В начале XIX века особый интерес был проявлен к археологическим и археографическим изысканиям, приведшим к появлению в Причерноморье первых музеев, общества истории и исторических кружков. Все эти действия, включая публицистические выступления сторонников сохранения древностей (Н.И. Новикова, Е.А. Болховитинова, затем Ф.П. Аделунга, П.И. Кеппена, П.М. Строева, К.И. Аша, П.П. Свиньина и др.), способствовали формированию в обществе интереса к движимым и недвижимым памятникам. Интерес этот, однако, на протяжении весьма длительного времени был присущ лишь тонкому просвещенному слою общества, что определило особенности становления дела охраны памятников в стране.

История собственно охраны памятников в России начинается в конце 1826 года, когда был опубликован циркуляр Министерства внутренних дел о сборе сведений "о находящихся в пределах империи древностях и в каком положении они находятся". При этом предписывалось не только описать имеющиеся памятники, но и сделать планы и фасады их. Документ этот, составленный по приказу Николая I, был инициирован поступавшими к нему донесениями с мест и прошениями ученых о сохранении древнейших сооружений. Спустя год он был дополнен новым циркуляром, касавшимся вопросов реставрации архитектурных и исторических памятников. Эти акты легли в основу регулирования охраны недвижимых памятников, к которым стали относиться наиболее представительные городские общественные здания, а также храмы. Возводившиеся в честь памятных событий. В 1830-х гг. постепенно развертываются ремонтные и реставрационные работы на древних памятниках. В Киеве раскрываются остатки Золотых ворот (1832), проводятся ремонтные и реставрационные работы в Московском Кремле (1836), в 1837-39 реставрируется Дмитриевский собор во Владимире, в 1848 ремонтируются стены кремля в Коломне. В целом, однако, успехи в области охраны памятников были невелики. Организация охраны древних сооружений на местах наталкивалась на равнодушие и непонимание важности этой работы; отсутствие денежных средств препятствовало созданию условий для наблюдения за памятниками, повсеместно ощущалась нехватка людей, способных заняться охраной памятников. Но главное, что сдерживало развитие охраны памятников, заключалось в равнодушии большинства жителей империи к памятникам и их проблемам, что в конечном счете нейтрализовало попытки центральных властей, предпринятые в 1830-50-х г.г. Фактически созданные в этот период органы управления охраной памятников (подразделения Министерства внутренних дел, Министерства Императорского двора, Синода) бездействовали, чем вызывали постоянные упреки со стороны сравнительно немногочисленных любителей древностей.

В 1-й половине XIX века идет зарождение экскурсионного дела, объединяющего теорию, практику, методику, содержание, управление и организацию экскурсионной работы. Первые экскурсии в России появились уже в конце XVIII века под влиянием идей Я.А. Коменского, полагавшего, что в обучении надо идти не от рассуждения о предмете, а от реального наблюдения за ним. В "Уставе народным училищам" (1786) и "Школьном уставе" (1804) рекомендовались "прогулки" (экскурсии) в природу, на мануфактуру, в мастерские ремесленников.

К этому же периоду относится зарождение экспозиционной работы (но внимание к подобной работе было пока ещё на очень слабом уровне), так как именно в 1-й половине XIX века в музейных собраниях появились многочисленные предметы, произведенные другим этносом. Такие предметы в большом количестве привозились путешественниками и исследователями античности, средневековья, эпохи Великих географических открытий.

Отбор и презентация музейных предметов находились пока на низком уровне. Посетитель должен был хорошо разбираться в представленной в музее тематике, чтобы пополнить свои знания или получить стимул к дальнейшим размышлениям. Попытка организовать процесс коммуникации, сделанная в ряде экспозиций, уничтожалась визуальным "шумом", который создавали щиты или витрины, где располагались несовместимые предметы.

Мотивация посещения музеев представителями низших сословий коренным образом отличалась от того, что приводило туда монархов, знать, ученых и др. В своем большинстве люди работали до изнеможения, чтобы заработать на самое необходимое. У них не было ни времени, ни сил посещать музеи для получения знаний либо эстетического удовлетворения. Мотивация массового посетителя принципиально не изменилась с того времени, когда толпы древних греков и римлян приходили в храмы, хотя вера в рог единорога, волшебные камни или мумию потеряла свою силу.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Субъекты культуры. Массовая культура
По субъекту носителя культуру принято подразделять на мировую и национальную. Мировая К. – лучшее достижение ценностей всех народов, населяющих нашу планету. В рамках каждой нац К. принято выделять: Культуру соц общественностей, культуру ...

Основная экспозиция галереи
В настоящее время Феодосийская коллекция произведений мариниста насчитывает 417 работ. Она составлена так, что можно проследить эволюцию 63-летнего творческого пути мастера. Период учебы Айвазовского в Петербургской Академии художеств пр ...

Паспорт сценически обработанного танца "Танец с пиалами"
Танец поставлен на основе движений бытовавших у юртовских татар Астраханской области в конце XIX в. начале XX в. Танец состоит из 4-х наигрышей: урам кий, кияусый, ак шатыр, чуранге. Музыкальное сопровождение: саратовская гармошка, кабал ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы