Человек как биологическое, социальное и культурное существо

Информация о культуре » Человек как биологическое, социальное и культурное существо

Страница 2

Когда ученые говорят, что XXI в. будет веком генетики, то следует придавать особое значение организации социальной, духовной жизни, нравственным, эстетическим критериям оценки достижений в области физиологии, генной инженерии, в сфере информационно-компьютерных преобразований

В процессе своего развития человек вступает в неизмеримо сложные, принципиально новые взаимоотношения с окружающим миром от микрокосмоса до макрокосмических процессов. Резко увеличивается сумма знаний, появляются новые науки. Социальные, моральные, духовные изменения не могут не сказаться на психобиологической природе человека. Изменяя окружающий мир, человек изменяет и самого себя. Возможности нервной системы колоссальны. Мы часто о них и не подозреваем. Та же телепатия и сегодня воспринимается как досужая выдумка лжеученых.

По мнению И.М. Забелина, эволюция еще не завершилась. Дальнейшая эволюция психики человека пойдет по линии все более полного закрепления человеческих признаков с последующей передачей их по наследству, в том числе это касается и передачи знаний, закрепляемых в словах. Общее социальное значение знаний, добытых наукой, неизмеримо возрастет и во многом будет определять сущность человека.

Нельзя не сказать о трудах известного в конце XIX века психиатра, криминалиста, профессора Туринского университета Чезаре Ломброзо, автора теории «прирожденного преступника». И не только потому мы возвращаемся к его работам, что он оставил заметный след в криминальной антропологии, а прежде всего из-за остроты проблемы сегодняшней преступности, из-за того, что подобные исследования проводятся и в настоящее время.

По мнению Ломброзо, психологическое, психиатрическое, физиологическое и патологоанатомическое изучение преступников позволяет выявлять признаки «прирожденных преступников» вплоть до профессиональных категорий.

В силу законов наследственности могут возводиться и даже усиливаться негативные психофизические особенности его далеких биологических предков.

Он создал галерею «преступных типов». Для преступника характерна неразвитость черепно-мозгового аппарата, покатый лоб, непомерно большие челюсть и скулы, длинные руки, низкорослое мускулистое тело, неспособность к раскаянию, склонность наносить татуировки, пригашенную чувствительность. С целью профилактики он предлагал не только высылать преступников на необитаемые острова, но и физически их уничтожать.

Ломброзианство было взято на вооружение практикой расизма и фашизма. Оно играет до сих пор отрицательную роль. Однако боясь упрека в биологизации личности, недопустима и другая крайность — вульгарная социологизация.

Человек, культура, культура человека, культурный человек - мы часто пользуемся этими словами, не задумываясь об их содержании. Мы живем в мире культуры и не замечаем этого, как не замечаем воздух, которым дышим. Человек и культура находятся в неразрывном единстве: нет человека до ' или вне культуры, нет культуры до или вне человека. Наше мышление, язык, внешний вид и поступки - это феномены культуры, и создателем их является человек. Но и сам человек есть результат воздействия на него культуры. Степень участия в создании культуры определяется количеством и качеством потребляемой культуры, готовящей человека к культуротворческой деятельности, то есть определяется индивидуальной культурой человека. А индивидуальностью его делают накопленный опыт, приобретенные знания и умения, разбуженные и развитые чувства (они всегда уникальны и непередаваемы), соразмерные накопленному опыту. Вот эта индивидуальность и является творцом культуры, "окультуренным" предшествующим развитием культуры, культурным человеком, несущим в себе культуру своей эпохи и творящим ее. На этого человека, "возделанного" культурой, творящего культуру, человека культурного мы и попробуем посмотреть, используя такой метод социального познания как моделирование.

Культура - это то, что делает человека человеком. Как вторая, искусственная природа, культура связана с человеческой деятельностью: она есть результат деятельности, процесс и организация этой деятельности, отношения, которые складываются в процессе деятельности между людьми, к природе и самому себе. Человек начинается с первого культурного акта, выраженного в разумной деятельности, то есть в труде. Его деятельность есть причина культуры, а также ее результат. Культура - это способ реализации творческих возможностей человека. Удовлетворяя свои потребности, человек формирует особый мир предметов (от топора до сложнейших ЭВМ, от церковной организации до судебной палаты, от понятия красоты до научной абстракции кривизны пространства'», объективируя свой внутренний мир и тем самым расширяя предметное поле культуры. Работая с этим предметным полем, человек сам опредмечивается; расширяя круг своих потребностей и способностей В культуре смыкается субъективный мир творческой личности и объективный мир культурных ценностей, созданных человеком.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Элементы актерского мастерства, их последовательность и взаимосвязь
Инструмент актера - его внутренние (психические) и внешние (физические) данные, называемые Станиславским "элементами творчества". Тело актера, голос, нервы, темперамент являются его орудием труда, объединяя творца и материал в е ...

Народный театр
Наряду с рассмотренными театрами петровского времени следует иметь в виду и народный театр. Интермедии явились промежуточным звеном между высоким репертуаром театра и театром народным. Репертуар народного театра – это пьесы, созданные нар ...

Бортничество
О занятии бортничеством в древней Руси мы имеем ряд указаний в письменных источниках, как своих, так и иноземных, в которых мед и воск - основные продукты бортничества - неоднократно упоминаются в разной связи, начиная с Х века. Участок з ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы