Москва. Две столицы: духовное величие

Информация о культуре » Москва. Две столицы: духовное величие

Страница 6

Главный собор столицы и всей России сегодня — это храм Христа Спасителя.

Манифест о сооружении в Москве храма во имя Христа Спасителя был подписан императором Александром I в праздник Рождества Христова 25 декабря 1812 г. Храм изначально задумывался как мемориальный памятник в ознаменовании победы в Отечественной войне 1812 г. В октябре 1817 г. началось строительства храма на Воробьевых горах по проекту А.Л. Витберга.

Новый император Николай I в 1827 году принял решение остановить затянувшееся строительство, руководствуясь не только экономическими, но и вероучительными мотивами, ибо проект Витберга не отвечал канонам православия. Для храма было выбрано новое место — у Пречистенских ворот на левом берегу Москвы-реки, на месте древнего Алексеевского монастыря. В сентябре 1839 г. началось строительство по проекту архитектора К.А. Тона, выполненному в «русско-византийском стиле». Возведение и роспись храма Христа Спасителя продолжались 44 года. Работу над скульптурами и росписью храма осуществляли крупнейшие русские художники — П.К. Клодт, А.В. Логановский, Ф.А. Бруни, Г.И. Семградский, В.И. Суриков, К.Е. Маковский и др.

26 мая 1883 года храм на заново отделанной гранитной набережной был освящен в присутствие императора Александра III. В древней столице в небеса вознесся четырехстолпный, пятиглавый собор, который стал крупнейшим церковным сооружением Москвы — высота до креста центральной главы составляла 102 метра.

Храм Христа Спасителя отличался не только своими размерами, но и глубочайшим религиозно-символическим значением. Главный престол храма был посвящен празднику Рождества Христова. На стенах храма был размещен своеобразный пантеон русских святых, заступников Святой Руси — Александр Невский, Даниил Московский, Сергий Радонежский и др. Среди горельефов были изображения чудотворных икон Божией Матери — Владимирской, Смоленской, Иверской. Кроме того, были изображены сюжеты, связанные с христианскими праздниками, приходящимися на дни решающих сражений Отечественной войны. В стены были вделаны мраморные доски с различными историческими текстами времен Отечественной войны, перечислением полков и командующих, именами убитых и награжденных.

В 1912 году у храма Христа Спасителя был открыт памятник императору Александру III (архитектор А.Н. Померанцев, скульптор А.М. Опекушин), снесенный в 1918 году. 5 (18) ноября 1917 года в храме Христа Спасителя Патриархом Московским и всея Руси был избран Тихон, до того бывший до того митрополитом Московским и Коломенским. Но уже через несколько лет, 5 декабря 1931 года, храм Христа Спасителя был взорван…

Народное движение за восстановление храма Христа Спасителя началось в конце 80-х годов. Был создан Комитет по возрождению храма, который возглавил известный русский писатель Владимир Алексеевич Солоухин, начался сбор средств. В 1994 году Правительство Москвы, поддерживая стремление москвичей и по инициативе Мэра столицы Ю.М. Лужкова, приняло решение о воссоздании храма в прежних архитектурных формах. Первый камень в основание храма был заложен уже 8 января 1995 года, а ровно через год, к Рождеству 1996 года были возведены основные несущие конструкции (проект архитекторов М.М. Посохина, А.М. Денисова, инженера В.И. Фадеева и др.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Балетні жанри Ноймайера
Визначення жанру балетів Ноймайєра — складна теоретична проблема у паралельному розгляді балетів-симфоній та балетів-драм. Відбувається дифузія жанрів. Перші виходять за межі безсюжетного балету, бо Ноймайєр у розгорнуті композиції симфон ...

Театральное действо как социальная и духовная «терапия»
Многотысячелетняя история театрального действа позволила ему накопить и более тонкий, интересный и сложный опыт вовлечения людей в ситуацию истинного Бытия (не побоимся здесь высоких слов). Как мы уже отмечали, театр испокон веку являлся ...

Плоскорельефная резьба по дереву
Плоскорельефная резьба по дереву - один из наиболее распространенных видов резьбы. Относительно неглубокий рельеф (5-20 мм) сохраняет одинаковую высоту при равной глубине основного фона. Основные мотивы плоскорельефной резьбы — растительн ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы