Одежда, украшения и оружие

Информация о культуре » Культура Казахстана в XVI-XVIII вв » Одежда, украшения и оружие

Страница 1

Мужская и женская одежда. В народном костюме казахов отразились древние традиции, связанные с этническими, экономическими и климатическими условиями. Одежда изготовлялась из сукна, шерстяных и шелковых тканей, войлока и мехов. Особой ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайги и тигров, меха енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур шились шубы -«тон». Шубы из меха пушных зверей назывались «iшік» и различались по покрытию: меховая шуба, покрытая шелком - «бас тон», синим сукном - «кок тон», парчой - «барша тон». Удлиненные шубы с воротом из шкур жеребят - «жарғақ, тон». Шубы из козьих шкур, когда выщипывали длинные волоски, оставляя лишь подшерсток, назывались «қылқа жарғақ».

Штаны шились из замши, сукна, армячины, украшались богатой вышивкой. В XV-XVII вв. особой популярностью пользовались легкий плащ без рукавов - «кебенек» и халат из тонкого белого войлока - «қаттау». К старинным видам одежды относится также «шекпен» - длинный плащ из верблюжьей шерсти. Основным видом мужской и женской верхней одежды был халат - «шапан», шившийся из шерстяных и шелковых тканей.

Комплект мужской одежды состоял летом из нательной рубахи, штанов и распашного халата, женской - из туникообразного платья - «көйлек» и безрукавки - «женсіз қамзол». Для изготовления женской одежды использовались хлопчато-бумажные, шелковые ткани и бархат.

Мужские и женские головные уборы отличались многообразием. Наиболее старинный и традиционный мужской головной убор - «қалпақ» из тонкого войлока. Высокие шляпы из белого войлока назывались «ак, қалпақ», шляпы с широкими, загнутыми наверх полями - «айыр калпақ». Весной и осенью казахи носили шапки - «бөрік», круглые по форме с высоким конусообразным верхом, обязательно отороченные мехом. Зимние шапки-треухи назывались «тымақ».

Борис девушки украшался подвесками и перьями филина, цапли или павлина. Отороченные бобровым мехом девичьи шапки назывались «камшәт бөрік», вышитые золотом - «алтын бөрік» украшенные кораллами - «қалмаржан бөрік». Летние легкие шапочки из бархата или парчи - «тақия» украшались пучками перьев, вышивкой серебром и золотом.

Из женских головных уборов наиболее оригинальным и богатым был свадебный убор - «сәукеле» - высокий, конусообразный, украшенный золотыми и серебряными монетами, кораллами и жемчугом, диадемами и подвесками. С рождением первого ребенка молодая женщина носила головной убор из белой ткани - «кимешек».

Мужская и женская обувь также отличались разнообразием. Мужские сапоги на очень высоких каблуках с голенищем выше колен назывались «шонкайма етiк», мягкие сапоги с загнутым кверху носком, легкие, удобные для верховой езды - «6ip тақа», а также ичиги - «мәсі> из козлиной юфти и галоши - «кебiс» из более плотной кожи. Зимой носили «саптама етік», бедняки -«шокай» и «шарке».

Женская обувь отличалась от мужской изяществом, богатым орнаментом. Повседневной обувью были туфли - «кебіс». Богатые женщины носили орнаментированные сапоги «кестелі етік», туфли на высоких каблуках из зеленой кожи - «кек сауыр», украшенные узорным шитьем и серебряной инкрустацией.

Обязательной деталью казахского костюма были пояса из кожи, бархата, шерсти и шелка - «белдис». Пояса из кожи украшались тиснением, фигурными накладками из серебра с инкрустацией полудрагоценными камнями, резными костяными пластинами. Такие наборные пояса назывались «Kice». У юношей пояса не были наборными и не имели подвесок. Женские пояса были более широкими и нарядными и шились в основном из шелка и бархата. Носили также и мягкие кушаки - «күр».

Ювелирные украшения. Женские украшения изготавливались из золота, серебра, драгоценных камней. Массивные серебряные браслеты «білезік» покрывались позолотой и инкрустацией. Серьги изготовлялись в основном из серебряной проволоки в виде душек, колец с подвесками из самоцветов, часто - из ромбических и округлых пластин, скрепленных между собой цепочками.

Широко использовались накосные украшения — «шашбау» в виде рядов медальонов или пластин, соединенных между собой Юнцами. Центральные медальоны всегда украшались филигранью со вставками из цветных камней. К накосным украшениям относись и подвески «шолпы».

Перстни были литые и чеканные, венчики овальной, круглой, Нитевидной, многогранной формы. Часто перстни украшались вставками из цветных камней.

Казахские ювелиры изготавливали, и другие украшения, нагрудные - «омырауша», «өңір жиек», «бой тұмар», застежки к поясам - «ілгек», фигурные бляхи к сәукеле - «шылтыр», массивные шаровидные пуговицы - «торсылдақ түйме», булавки -«түйреуіш».

При изготовлении женских украшений применялась различная техника - литье, гравировка, чеканка, штамповка, филигрань чернение, зернь, эмаль.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Сюжетные картины
картина петров водкин пространственный континуум «Сон» (Приложение )был написан в России в 1910 году. Внешняя канва этой картины аллегорична. Художник, изображая сцену пробуждения юноши в присутствии двух женщин, имел в виду олицетворени ...

Состояние музейного дела в начале 1990-х гг
Начало 1990-х гг. открывает новый этап в музейном деле в России. Перемены в политической и экономической сферах, распад СССР, отстранение от власти КПСС коренным образом изменили обстоятельства жизни музеев. Во многих музеях закрываются э ...

«Условный театр» Э. Мейерхольда
театр художественный диалог станиславский Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874 - 1940) начинал свою театральную деятельность актером в труппе МХТ (1898 - 1902) и уже тогда отчётливо сказалась его склонность к резко характерному сценическо ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы