Общие тенденции развития музейного дела

Информация о культуре » Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков » Общие тенденции развития музейного дела

Страница 15

Тенденция к представлению музейных предметов как диалога с посетителями музея или выставки на рубеже XIX и XX вв. становится преобладающей.

В связи с повышением общественного престижа науки и образования многие сотрудники музея отдают преимущество представлению экспонатов в "аналитической" манере, рассматривая их только как первоисточник. Сторонники этого подхода придерживались точки зрения, согласно которой археологические находки или изделия ремесла должны быть размещены в определенном порядке, удовлетворяющем требования ученых, но не профанов, которые с трудом замечают незначительную разницу между отдельными предметами в их последовательности.

Противоположная школа музеологов считала лучшим синтезировать предметы в выразительное, полное смысла целое, например показ групп чучел животных в среде проживания или демонстрация интерьеров, в которых произведения искусства были бы представлены вместе с мебелью и другими бытовыми вещами определенной эпохи.

С середины XIX в. до первой мировой войны музеи имели больший успех в формальном допуске в свои залы посетителей, чем в раскрытии богатств своих экспозиций умам людей. Поступления в фонды музеев оставались хаотическими, случайными, неплановыми, многие из них были получены в дар. Стиль представления экспонатов оставался фрагментарным и несистематизированным. Архитекторам не удавалось внести необходимые изменения в музейную архитектуру.

В конце XIX в. возникает термин "музеология" как определение специфической отрасли знаний, связанных со всеми аспектами жизнедеятельности музея. Появляются специальные музеологическая литература и периодика.

В музеях появились штатные должности хранителей ("консерваторов") музейных собраний. Их занимали ученые-специалисты в конкретных сферах природоведения, техники, гуманитарных наук, связавших свою научную деятельность с работой в музеях. Профессионализация сотрудников музеев была направлена исключительно на работу с коллекциями — определением, систематизацией, описанием и каталогизацией музейных собраний. Специфическим итогом научной деятельности в музеях наряду с научными трудами являлись каталоги конкретных коллекций.

Необходимость сохранения коллекций вызвала к жизни профессию реставраторов, которые специализировались на обновлении музейных предметов.

Экспозиционная деятельность как музейная специальность еще не сформировалась. Собрания экспонировались в русле общепринятой для своего времени той или иной сферы знаний. Только в самом конце XIX — начале XX века связи с популярностью музеев и ростом их посещения возникла необходимость искать средства экспонирования, доступные широкому кругу посетителей. Систематические экспозиции стали дополняться ансамблевыми и тематическими.

Решающее значение для развития музейной деятельности во второй половине XIX — начале ХХ в. имело общественно-просветительное движение. Возможность использовать наглядный и предметный музейный материал для просвещения народа, расширение научных знаний привлекли к организации и деятельности музеев демократически настроенных ученых, интеллигенцию, буржуазию. На этой основе был создан новый тип общественного музея, демократизировалась деятельность частных коллекционеров, которые делали свои собрания доступными для осмотра или передавали их в общественное пользование.

С началом первой мировой войны объем деятельности большинства музеев стран Европы, в том числе и России, резко сократился.

Таким образом, в конце XIX – начале XX века в России уже сложилось развитое музейное дело.

18 мая - Всемирный день музеев, день, когда все музеи открыли свои двери для посетителей бесплатно. Во всем мире такая тенденция, что музеи - самая демократичная организация. Если мы посмотрим, сколько публики за год посещает один из центральных европейских музеев – Национальную галерею, – это пять миллионов. Эрмитаж - порядка нескольких миллионов. Третьяковская галерея имеет у нас свыше миллиона посетителей, когда проводятся какие-то крупные выставки, эта цифра доходит и до полутора миллионов посетителей в год.

Сегодня как раз такой этап развития музейного дела, когда публика, зритель, посетитель музея становится одной из самых главных и ключевых фигур. И обобщая, можно сказать, что музеи развивались из такого института, как сокровищница, некая коллекция, собрание элитарное, образовательное, а потом музей становится местом, куда публика стремится прежде всего, чтобы провести время интересно и комфортно, чтобы получить какие-то высококачественные, культурные впечатления. И, конечно же, такое положение вещей было не всегда, музейное дело в России, также как и во всем мире прошло довольно длинный исторический путь.

Именно описанию и изучению этого интереснейшего и многотрудного пути была посвящена данная дипломная работа.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17

Еще по теме:

Досуг как условие развития культуры
- В первобытном обществе духовная культура формируется как продукт досуговой деятельности людей, т. е. деятельности непроизводительной, совершающейся в свободное от производительного труда время. - Первыми людьми, частично или полностью ...

Композиции семи исторических картин
У Сурикова не было настоящей мастерской. Свои знаменитые монументальные полотна художник писал или у себя дома, в одной из небольших комнат квартиры, которую тогда снимал (Утро стрелецкой казни, Меншиков в Березове, Боярыня Морозова), или ...

Понятие «суеверие»
Давайте подумаем, как мы понимаем слово «суеверие»? Если мы попытаемся определить его, это будет очень сложно сделать, не так ли? Мы можем сказать, например, что это вера в то, чего в реальности не существует. Действительно, вокруг нас мн ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы