Общие тенденции развития музейного дела

Информация о культуре » Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков » Общие тенденции развития музейного дела

Страница 10

С середины XIX века создается ряд новых музеев исторического профиля, что свидетельствовало в первую очередь о росте национального самосознания. Одновременно наблюдаются попытки правящих кругов государства использовать исторические музеи в своих политических интересах.

В 60—70-е гг. особенно активно создаются общества – центры по сбору и изучению исторических материалов в России. Особенно подробно хочется рассказать об Императорской Археологической комиссии в Петербурге, работавшей с 1859 по 1917 гг. Это правительственное учреждение, осуществляло надзор на археологическими работами и охраной памятников древности, являлось практически научным центром отечественной археологии в второй половине XIX – начале XX века. Подчинялась Министерству Императорского двора, имела ежегодную правительственную субсидию предназначенную для проведения раскопок. Инициатором создания и первым председателем был граф С.Г. Строганов, с 1886 г. работу возглавлял граф А.А. Бобринский. В состав комиссии входили председатель и его товарищ, три штатных члена, штатные чиновники, почетные члены. Комиссия имела свой музей, руководила Керченским музеем древностей и Римской комиссией археологических разысканий. По указу 1889 г. Археологическая комиссия получила исключительное право производства и разрешения на археологические раскопки на государственных крестьянских землях. На неё была возложена задача реставрации монументальных памятников искусства и старины и хранение всех документальных материалов, связанных с проведением реставрации. Комиссия привлекала к работе научные общества, музеи, статистические комитеты.

Вслед за Археологической комиссией возникают Московское археологическое общество (1866), Историческое общество Нестора-летописца в Киеве (1872), Археологический институт (1877) и др.

В пореформенное время появилась целая плеяда блестящих историков — С.М. Соловьев, Д.И. Иловайский, В.О. Ключевский, И.Е. Забелин, труды по истории которых имеют непреходящее значение. Археология и этнография становятся самостоятельными историческими дисциплинами. В 1840—1850 гг. начинается интенсивное изучение славянских курганов. Русские древности занимают главное место в трудах членов Московского археологического общества. На I Археологическом съезде, состоявшемся в Москве в 1869 г., поднимается вопрос о необходимости сохранения памятников старины от разрушения, на II съезде (Петербург, 1871 г.) — о состоянии и устройстве архивов, что свидетельствовало о заинтересованности научной общественности в сохранении культурного наследия нации.

Быстрый экономический подъем, рост национального самосознания, а также развитие исторических знаний привели к необходимости создания национального музея в центре русской государственности — Москве. В середине XIX в. несколько подобных проектов было отклонено высшими властями государства. Между тем потребность в таком учреждении после отмены крепостного права с каждым годом делалась все острее. В процессе создания Политехнической выставки возникала идея создания музея отечественной истории на основании материалов исторических отделов выставки. В начале 1872 г. последовало разрешение на его устройство. Будущему музею присваивалось имя наследника престола, великого князя Александра Александровича (Александра III), который принял покровительство над музеем и стал его почетным председателем. В этом решении выразилась определенная политика официальных властей: интерпретировать историю народа и государства надо было в духе идеологии самодержавия, православия и народности. Составление программы музея было поручено А.С. Уварову. В совещательный орган вошли С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, И.Е. Забелин, Д.И. Иловайский.

Открытие музея было приурочено к коронации Александра III в начале 1883 г. Первые посетители увидели 11 залов, представивших историю Руси с древнейших времен до конца XII в. В последующие дореволюционные годы к ним прибавились еще пять залов, экспозиция которых была доведена до XVI в. В 1889 г. в музее начала действовать аудитория на 700 человек, где читались публичные лекции по русской истории, а также проводили свои заседания научные общества и др.

Значительную роль в расширении музейной работы сыграло открытие Румянцевского музея во дворце на Английской набережной Санкт-Петербурга. 9 мая 1862 г. он открыл свои двери в Москве, в помещении дома Пашкова, под названием Московского публичного и Румянцевского музея, перевезенного по инициативе московской общественности из Петербурга в древнюю российскую столицу. В Московский публичный и Румянцевский музей как центральное научно-просветительское учреждение России передавались коллекции и предметы, которые относились не только к истории и культуре, но и к природе.

В археологических отделениях музеев продолжали собираться и изучаться материалы по истории первобытного общества. Французский археолог Г. Мортилье, опираясь на классификацию К. Томсена, разработал хронологическую систему, которая отражала этапы развития палеолитических культур. Эта система основывалась на разных способах обработки и формах орудий труда. Она была использована ученым при классификации большой археологической коллекции, представленной на Парижской международной выставке 1867 г.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Еще по теме:

Архитектура Древней Руси
Русская градостроительная культура имеет глубокие корни. Известно, что еще в 9 столетии иностранцы называли Русь «Страной городов». Первые русские города были связаны с великим водным путем «из Варяг в Греки». В их числе были Киев и Новго ...

Анализ искусствоведческой и технической литературы по исследуемой теме для реализации проекта
Керамика. Производство. Техника. Автор Долорс Рос. Книга о технике создания керамических изделий: различных способах формовки, отделке с помощью гравировки и рельефа, работе с ангобами и красками, глазуровке и обжиге. Последовательно и оч ...

Приёмы графической подачи и графические возможности в изображении объектов
Графика является наиболее распространенным видом изобразительного искусства. Графика – это один из видов изобразительного искусства, близкий живописи со стороны содержания и формы, но имеющий свои собственные конкретные задачи и художеств ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы