Общие тенденции развития музейного дела

Информация о культуре » Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков » Общие тенденции развития музейного дела

Страница 9

В Политехническом музее были созданы отделения прикладной зоологии, лесного и сельского хозяйства, прикладной физики, механическое, техническое, мануфактурное, минералогическое и горнозаводское, архитектурное, морского и речного судостроения, почтовое, промышленное, этнологическое, учебно-образовательной деятельности, позже появился отдел новостей промышленности. На базе музея появились Высшие женские курсы, курсы для учителей, университет имени Шанявского (для лиц, не имевших гимназического образования). При музее существовали образцовая исследовательская пасека, передвижная выставка, которая плавала по рекам Москва и Ока, гидробиологическая станция в Косино под Москвой, Тифлисская научно-исследовательская станция.

Важную роль в жизни такой аграрной страны, как Российская империя, играли сельскохозяйственные музеи. В 1858 г. в Санкт-Петербурге был открыт Сельскохозяйственный музей Министерства государственных имуществ. Опыт деятельности этого музея во многом определили содержание инструкции министерства, согласно которой музеи создавались при палатах государственных имуществ в губернских городах империи.

Инструкция не предусматривала ассигнований каких-либо дополнительных средств на организацию музея, как и введения штатных должностей хранителей (консерваторов). В этих условиях трудно было ожидать развития музейного строительства при палатах государственных имуществ, однако в ряде губерний оно все же имело место.

Преемниками музеев палат государственных имуществ стали музеи губернских статистических комитетов, которые существовали в большинстве губернских центров Российской империи. В них накапливались материалы, которые должны были характеризовать экономику губерний, сельское хозяйство и промыслы, культуру и быт, а также природу и историю края. Однако в этих комплексных музеях часто получали преимущественное значение то одни, то другие отделы.

Деятельность музеев статистических комитетов была обусловлена потребностью в изучении прежде всего экономики края. Собранные коллекции образцов сельскохозяйственной продукции и минералов, этнографических и археологических предметов проходили атрибуцию, первичную классификацию, а также каталогизировались. Это позволяло в ряде случаев использовать их как в просветительской, так и в научно-исследовательской работе.

Вместе с тем уровень музеев, создание которых не входило в круг обязательных работ статистических комитетов, во многом определялся случайными факторами: научными интересами членов комитета, отношением со стороны местной власти и т.д. Эти обстоятельства приводили к неравномерному характеру их развития, смене периодов подъема и упадка.

Наконец, нельзя обойти молчанием появление на территории Российской империи первых частных технических коллекций. Одной из них владел витебский инженер Г.М. Юрченко, собравший в начале столетия предметы, имевшие отношение к строительству железных дорог (костыли, гонты и т.д.), коллекцию чертежей железнодорожных строений, открыток с видами вокзалов и каталогов технических производств. Немалую ценность имела профилированная библиотека, которая насчитывала свыше 1,5 тыс. томов.

К музеям науки и техники примыкали учебные музеи, количество которых в Российской империи в конце рассматриваемого периода достигло внушительных размеров.

Одно из важнейших требований, предъявляемых к школе во второй половине XIX в. самой жизнью, заключалось в развитии принципа наглядности обучения. Благодаря наглядности учащиеся получали конкретные представления об окружающей действительности, законах природы и общества, изучаемых предметах. Использование данного принципа содействовало живому восприятию и укреплению знаний, повышало интерес к занятиям.

В соответствии с общеевропейской тенденцией в учебных заведениях Российской империи в начале ХХ в. возникло большое количество учебных кабинетов и коллекций. Прежде всего, это касается средних учебных заведений, количество которых значительно увеличилось. Разные по качественному и количественному составу кабинеты физики, природоведения, механики и рисования имели мужские и женские гимназии, реальные и коммерческие училища, духовные и учительские семинарии.

Положительным в деятельности музеев этой группы нужно считать целенаправленное комплектование специфических по составу коллекций, хороший учет и хранение, реализацию образовательно-воспитательной функции. В результате была заложена основа самостоятельной области музейного дела, которой является работа с детьми.

В конце XIX – начале XX века, по мере возрастания социальной роли науки и техники, всё большее значение приобретало осмысление исторического пути, пройденного человечеством в процессе накопления рациональных знаний и навыков. Происходившие в это время и в России, и на Западе выделение истории науки и техники в самостоятельную область знания не могло не повлиять на музеи науки и техники: они задумывались и создавались именно как исторические, а не как выставки новейших научно-технических достижений. Исследования по истории науки и техники и курсы лекций проводились в Москве, Киеве, Харькове и др. городах. Академией Наук по инициативе А.С. Лаппо-Данилевского в 1915 году организовано первое специальное подразделение по истории науки. Проекты создания в России музея истории науки и техники с использованием новейших достижений мировой музейной теории и практики разрабатывали Н.А. Умов, П.П. Лазарев, В.И. Вернадский и др.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Еще по теме:

Культура мышления и общения
Эффективность мышления человека зависит: - от природной интеллектуальной одаренности индивида; - от воспитания, обучения, самообразования, жизненного опыта, т. е., в конечном счете, от его приобщения к культуре. Личность, осваивая куль ...

Керамика
Для керамики ранних этапов характерна примесь толченой раковины в глине, полуяйцевидная и котловидная с округлым дном форма сосуда. На поздних этапах появляются сосуды горшковидного типа с плоским дном и растительной примесью. Орнамент на ...

Основание театра
В 1923 году будущий руководитель Новосибирского колхозно-совхозного театра Анисим Рогачевский покинул свой дом в Екатеринославле и отправился в Тифлис поступать в Академию художеств к знаменитому Евгению Лансере. Свои первые спектакли ода ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы