Исторические музеи

Информация о культуре » Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков » Исторические музеи

Страница 1

В начале XIX века музеи впервые начали выполнять определенную роль в пробуждении национального самосознания у этносов, которые находились под чужеземным гнетом или подвергались агрессии со стороны сильных соседей. Одновременно пришло признание того, что музей является наиболее удобной формой хранения материальных свидетельств исторического прошлого этноса.

В первой половине XIX века продолжали развиваться исторические музеи в России. В своей книге "Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей" (1817) русский коллекционер П.П. Свиньин перечисляет наиболее заметные предметы Достопамятного зала, в том числе "флаг стрелецкий, статую Екатерины II, медальон Григория Орлова, одноколку Петра I, пушки, модели крепостей, флаг свободы, поднятый во время восстания 1794 г. Т. Костюшко, кресло Стеньки Разина, пушки Отечественной войны 1812 г.". Доступ в Достопамятный зал был возможен только с разрешения высшего начальства.

В 1805 г. планировалось создание на базе Модель-камеры Морского музея в Санкт-Петербурге. Однако в связи с участием ее заведующего капитан-лейтенанта М.А. Бестужева в восстании декабристов Николай I распорядился ликвидировать это учреждение.

В 1-й половине XIX века, особенно в связи с подъемом национального самосознания, который пережила Россия в результате победы в отечественной войне 1812 года, значительно расширяется сеть музеев, в том числе и военно-исторических. В память об Отечественной войне 1812 года в 1826 году рядом с гербовым залом Зимнего дворца по проекту зодчего Карла Ивановича Росси была построена военная галерея, где размещалось 332 портрета генералов — участников Отечественной войны 1812—1814 гг. Над выполнением портретов в течение десяти лет работал приглашенный в Россию известный английский художник Джордж Доу. Ему помогали русские живописцы А.В. Поляков и В.А. Голике. Лишь три больших конных портрета были написаны другими мастерами: портреты Александра I и его союзника прусского короля Фридриха-Вильгельма III — немецким художником Францем Крюгером, создателем идеализированных, холодных и официальных произведений. Портрет другого союзника, австрийского императора Франца I, был выполнен Петром Крафтом.

В центре галереи находился исполненный Дж. Доу большой портрет главнокомандующего русских войск фельдмаршала М.М. Кутузова, рядом с которым были помещены портреты самых известных генералов— П.И. Багратиона, Д.В. Давыдова, А.Н. Сеславина, А.П. Ермолова, а также большой портрет прославленного полководца М.Б. Барклая де Толли. Были в галерее и 13 пустых рам, на которых написаны только воинские звания и имена генералов. Эти генералы или погибли на поле боя, или не дожили до времени создания галереи, или не сохранились их изображения.

В первой половине XIX века в Российской империи довольно активно развивались специальные исторические дисциплины, в том числе археология и этнография. Проводились археологические экспедиции, изучался быт и нравы народов России.

Основанное в 1845 г. Русское географическое общество открыло отделение этнографии, которое развернуло сбор материалов по всей империи. Если на протяжении прошлого века сохранялось отношение к памятникам этнической культуры как к диковинкам, "куриозным" вещам, раритетам, то в 1-й половине XIX века происходило становление этнографии, как науки. Усиление в этот период интереса к этнографии (И.И. Срезневский, Н.И .Надеждин и др.), расширение фронта этнографических исследований, активизация работы 2-го отделения Петербургской Академии Наук (А.А. Шахматов, В.В. Стасов, П.П. Семёнов-Тян-Шанский, А.Н. Пыпин, В.В. Ламанский и др.), публикация этнографических коллекций на выставках и в музеях научных обществ способствовали созданию ряда этнографических музеев, формированию этнографических коллекций в общеисторических и археологических музеях и организации в них этнографических отделов.

Создавались специализированные общества и комиссии по археологии и археографии. Были созданы общества истории и древностей при университетах Москвы, Харькова, Казани. Большинство из них вело активную деятельность по собиранию исторических памятников.

В этот период по инициативе научной общественности формируются музейные собрания на национальных территориях империи, в том числе в Украине, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, что свидетельствовало о подъеме национального самосознания населявших их этносов. Среди этих собраний следует выделить музей этнографического типа в дупле дуба Баублис в Жемайтии, созданный шляхтичем Дионизасом Пошкой (Пашкевичем) в поместье Биотай (1812), музей Рижского общества истории (1834), музей Общества истории и древностей Прибалтийских провинций в Риге (1834, переведен в 80-е гг. XIX в Домский собор), музей древностей при Киевском университете (1835), провинциальный музей Эстляндского литературного общества в Ревеле (Таллинне) (1842), Готическая галерея в Варшаве (1802) и др.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Национальная хореография Татарстана
Эти слова великого татарского поэта о народной песне могли бы стать эпиграфом нашей главы о национальной хореографии. В татарском фольклоре песня и танец тесно связаны между собой, часто дополняют друг друга, обогащая палитру выразительны ...

Вера в сверхъестественное как источник противоречий культового искусства
Включение искусства в систему религиозного культа накладывало глубокий отпечаток на его содержание и художественную форму. Искусство могло выполнять свою религиозную функцию лишь в том случае, если оно направляло сознание людей в сторону ...

Контакт со зрителем
Значение «обратной связи» в театре трудно переоценить. Каждая зрительская аудитория имеет тот театр, которого она заслуживает. Хотя зрителям, наверное, было бы очень неприятно узнать, что у них, как у зрителей, есть определенные обязаннос ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы