Исторические музеи

Информация о культуре » Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков » Исторические музеи

Страница 2

Появлялись новые музеи в основном по инициативе научной общественности и частных лиц. Первыми собственно историческими музеями в России были археологические музеи, созданные в начале XIX века на Юге России (Николаев, Феодосия, Одесса, Керчь). В 1-й половине XIX века образованы Петровский исторический музей (село Веськово Владимирской губернии, 1803), Исторический музей в Нижнем Новгороде (1827), Ремянцевский музей (1831, Петербург), общественный "музеум" древностей в Екатеринославе (1849).

Процесс дифференциации наук, который происходил на основе возрастания фактического материала и его теоретического осмысления, требовал специализации исследований. Последнее обусловило возникновение такого специализированного исторического собрания, как Азиатский музей в Санкт-Петербурге, сформированный на основе восточных коллекций Кунсткамеры.

В конце 50-х гг. ХIХ века из Азиатского музея были изъяты этнографические предметы и переданы вновь образованному этнографическому музею. Кроме Азиатского музея из Кунсткамеры примерно в то же время выделился Египетский музей, в котором экспонировались статуи, барельефы и мумии.

К этому периоду относится возникновение археологических музеев в Причерноморье. Их появление отражало интерес к выявленным в Таврии в ходе археологических раскопок античным памятникам. Лучшие таврические археологические находки отправлялись в Эрмитаж, однако многое оставалось на юге России. Созданию музеев в этом регионе способствовало правительственное распоряжение об охране исторических памятников Крыма (1805).

Недалеко от мест раскопок появлялись археологические собрания на Украине: в Николаеве при Черноморском гидрографическом депо (начальник И.И. Траверсе, 1806), Музей древностей в Феодосии, созданный С.И. Броневским (1811), в Одессе (1825), Керчи, созданный И.А. Стемпковским, Херсоне (конец 20-х гг. XIX века).

В первой четверти XIX века в России возникает проект создания Национального исторического музея. К сожалению, проект, авторами которого были члены Румянцевского кружка Ф. Аделунг и Б. Вихман, не привлек к себе внимания властей.

То есть ситуацию, сложившуюся в музейной деятельности рассматриваемого периода можно охарактеризовать следующим образом. Ни в XVIII, ни в первой половине XIX века про музеи нельзя было сказать, что они занимают важное место в культурной жизни страны. Они начали служить ученым. Художникам и ученым в музеях было хорошо. Но для широкой публики музеи оставались собранием диковин, не понятных для неподготовленной публики.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Расцвет художественной культуры и искусства
Эпоха Возрождения вызвала глубокие изменения во всех областях культуры – в философии, науке и искусстве. Одно из них состоит в том, что философия становится все более независимой от религии, перестает быть «служанкой богословия», хотя до ...

Понятие художественного стиля
Определение стиля. История художественной культуры представлена сложной преемственностью типологически схожих эстетических форм, увенчанных синтетическими стилями. Приобщаясь к ним, мы как бы открываем для себя новые чудесные миры. Для на ...

Монохромная палитра
При ограниченном количестве гармоничных цветов требуется, чтобы составляющие композицию цвета были содержательными, необычными. При умелом составлении композиции цветная графика приобретает особые качества утонченности, изысканности и эле ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы