Общие тенденции развития музейного дела

Информация о культуре » Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков » Общие тенденции развития музейного дела

Страница 8

Осуществлялись целенаправленные закупки зоологических коллекций: для музея в Петербурге – у Филиппи (Неаполь, 1851), Лагоды А.И. (1871), Э.А. Эверсмана (Казань, 1877), С.М. Сокольского (1879) и др. Значительную часть поступлений составляли экспедиционные сборы научных обществ (Московского общества испытателей природы, Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, Русского географического общества), Комиссии по исследованию фауны Московской губернии, Академии Наук и университетов. Центрально место занимали научные коллекции; в музее Московского университета были выделены экспозиционный фонд и учебные коллекции; экспозиции были систематическими. Во второй половине XIX века животных в них показывали в естественной обстановке, использовали биогруппы и диорамы. Высокого уровня достигло искусство таксидермии (А.М. Быков, И. и П. Ивановы, К. Приходько, П. и Ф. Девятовы и др.).

Зоологические музеи играли важную роль в подготовке специалистов-естественников, являлись основной базой научных исследований. Вокруг них группировались выдающиеся ученые: Г.И. Фишер, А.Л. Ловецкий, К.Ф. Рулье, А.П. Богданов, В.М. Шимкевич, Н.М. Кулагин, Н.Ю. Зограф, Г.А. Кожевников, Ф.Ф. Брандт, В.В. Заленский и др. В конце XIX – начале XX века для зоологических музеев в Москве и Петербурге были построены специально оборудованные здания.

Очевидная нехватка общедоступных музеев науки и техники (в сопоставлении с масштабами страны и ускорением социально-экономического развития) начала восприниматься с середины XIX века путем создания частных, главным образом коммерческих музеев искусств и знаний: М.А. Шульце-Беньковской в Москве, К. Гаснера в Петербурге и др. Наряду с этим Русское техническое общество во всех провинциальных отделениях организовало музеи, а при Постоянной комиссии по техническому образованию – Подвижной музей наглядных пособий в Петербурге. Главным в их деятельности было обучение и просвещение, пропаганда передового опыта. Те же функции выполняли музеи учебных заведений, отраслевые промышленные музеи и фабрично-заводские музеи (так называемые заводские магазины).

Толчком к созданию технических музеев послужила Большая Лондонская выставка 1851 г. Она способствовала развитию европейской промышленности и торговли, также послужила примером для последующих всемирных выставок.

Одной из особенностей промышленных выставок являлся показ всех этапов производства предметов массового потребления, начиная с исходного материала и заканчивая действующими перерабатывающими машинами, которые производили конечную продукцию в присутствии публики. Это был только первый шаг к участию посетителей в управлении механизмами.

Толчок же к созданию первого промышленного музея в России дала 14-я Всероссийская мануфактурная выставка 1870 г. в Санкт-Петербурге, которую организовало Министерство финансов. Организаторы стремились к тому, чтобы выставка стала международной по своему значению — по образцу Парижской выставки 1867 г., которая широко отражала жизнь колоний. В ней впервые приняли участие почти все территории империи, в том числе Кавказ и Туркестан. Количество экспонатов втрое превышало их количество на предшествующей выставке 1861 г.

Экспонаты выставки отражали промышленное развитие России в первое послереформенное десятилетие. Было широко представлено железнодорожное строительство, судостроение, показана замена древесного угля каменным в тяжелой промышленности.

С деятельностью Русского технического общества и Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии связана организация в 1872 Музея прикладных знаний в Петербурге и Политехнического музея в Москве. После закрытия выставки в здании было решено разместить коллекцию Русского технического общества, Военно-педагогического музея и музея Общества популярных художников под названием "Общий музей прикладных знаний". В 1880 г. из этого музея выделился Художественный промышленный музей с большим техническим отделом, который существовал до 1917 г.

В 1872 г. по инициативе профессоров Московского университета А.А. Богданова и Г.Я. Щуровского в Москве была организована Всероссийская политехническая выставка. Вокруг них объединилась группа инженеров, изобретателей, владельцев крупных предприятий. Финансировали организацию выставки предприниматели, и уже 11 декабря 1872 г. она преобразовалась в Политехнический музей.

Согласно замыслу Г.Я. Щуровского, первого секретаря комитета по организации Политехнического музея, он создавался как научное учреждение с широкой программой распространения знаний через экспозицию и лекторий. В лектории музея читали лекции известнейшие деятели науки. Многие из них принимали участие и в его практической деятельности: А.А. Богданов являлся заведующим отделом прикладной зоологии, Г.Я. Щуровский — минералогического. А.А. Богданов и Д.Н. Анучин организовали в 1878 г. Антропологическую выставку и на ее основе Антропологический музей Московского университета.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Еще по теме:

Арто: «Театр жестокости» как способ воздействия на зрителя
Антонен Арто (1896 — 1948), французский теоретик театра, режиссер, актер, поэт. В 1924 — 26 годах примыкал к сюрреализму. Произведения Арто, независимо от жанра, представляют собой «фрагменты» единого проживаемого опыта «тотального отрица ...

История архива и обеспечения сохранности документов
Российский государственный исторический архив располагается в городе Санкт-Петербург, по адресу Заневский пр., 36; телефон: 8 (812) 438-55-20. Его директором в настоящее время является Соколов Александр Ростиславович Ленинградский центра ...

Происхождение и развитие инженерной культуры
Специфика деятельности инженера состоит, во-первых, в том, что это деятельность практическая. Главная ее цель — не в том, чтобы получать или давать знание, как это делают, например, ученый, учитель, журналист, а в том, чтобы знание примен ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы