Художественно-дизайнерская проработка

Информация о культуре » Изготовление оригинального художественного изделия » Художественно-дизайнерская проработка

Страница 1

Европейская культура средневековья представляла собой некую целостность. Русь напротив, прошла долгий путь, прежде чем черты ее национальной культуры определились окончательно. С одной стороны в древнерусском искусстве (X - XVII век) были сильны восточно-византийские и западные влияния. С другой, не смотря на принятие христианства, сохранились языческие славянские обряды (празднование Дня Ивана Купалы, Масленица и др.) и языческие образы-символы народного искусства, которые продолжают жить и по сей день.

Знаменитый "Домострой" - "свод законов" русской жизни - давал советы по любому поводу, в том числе и как обустроить жилье, чтобы оно было удобным и радовало глаз. Но, следуя указаниям "Домостроя", наши предки и сами проявляли недюжинную фантазию и отменный вкус.

Особую красочность придавали фасадам резные каменные наличники окон, кокошники, арочки, нишки, аркатурные пояски (из чередующихся арочек и колонок), своеобразная кладка кирпича ("поребрик"), резные камни (вставные плиты с орнаментом или сюжетными изображениями). Изразцы в наличниках, декоративных поясках и карнизах привносили яркую полихромию.

Одной из самых нарядных частей фасада было красное крыльцо с рундуком (перекрытием) и шатром в виде теремка, а также точеными балясинами-подпорами. Из сеней входящий попадал в горницу на втором этаже (от слова "горнее" - высшее, верхнее) - красивейшее парадное помещение посадского дома или боярско-княжеских палат (рис.1,2). В ее красном углу под образами стояли лавки. Окна украшались коваными железными ставнями, в центре находилась печь. Столы застилались подскатерниками, а лавки - полавочниками. В шкафах - киотах (стоящих) и шкафах поставцах (висящих) размещалась посуда из глины, стекла, драгоценных металлов и "фряжские" (иностранные) диковины (рис.3). Богато декорированные наличниками двери, с арочным обрамлением сверху и лопатками по углам, были украшены фигурными коваными петлями, "секирными" железными замками и львиными головами с металлическими кольцами (рис.4).

Вообще кованых изделий было в доме не мало. Деревянные сундуки для прочности оковывались железными полосами. Деревянные ларцы-теремки - ажурными деталям. Над крышами возвышались железные флюгера в виде птиц, дымники с петушками. И конечно нельзя не отметить "купчатые" (решетчатые) ставни на окнах с самым разнообразным орнаментальным рисунком.

"Украсно украшенная", как вспоминает современник, Русь была "многими красотами удивлена". Роль декоративного искусства в этом огромна. Развиваясь в тесном соприкосновении с архитектурой и живописью, оно не только испытывало на себе их влияние, но, в свою очередь, наполняло эти искусства художественными идеями, образами, мастерством. Следует отметить столь примечательный факт, что в древнерусской художественной культуре скульптурное начало процветало внутри декоративного творчества, в разных видах мелкой пластики: в резьбе по дереву и камню, чеканке и литье. Пластическое начало проявлялось во всем - от реалистических, вырезанных из дерева голов птиц, собак до сучка с намеком на морду зверя. Ложки, чаши отличали скульптурность формы, безупречность пропорций. Ковши обычно принимали образ птицы - утки или лебедя, голов и шея служили рукояткой (рис.5). Деревянные ларцы нередко оформляли в форме теремков, такую же причудливую форму можно увидеть и в церковном убранстве (рис.6)

Сложный орнамент из плетенки и звериных мотивов, выполненный в технике плоскорельефной резьбы, густо покрывал крыльца, столбы, лестницы.

Дом воспринимался человеком как неотъемлемая часть Вселенной, и в его декоре отражались представления о мире в целом. "Рыбам - вода, птицам - воздух, человеку - вся земля" - гласит народная пословица.

Вычеканенные растительные мотивы, изображения птиц и фантастических животных - все это несет следы заклинательной магии, многозначной по своему содержанию (рис.7,8). Тема плодородия была в центре внимания древнерусского художника, с ней связывалось представление о счастье, благе, добре. Образ вечно живого и возрождающегося мира возникает в композиции, где изображены сплетающиеся звери, птицы и даже человеческие фигуры. Формы, линии, ритмы словно продолжаются без конца и без края. Их хитрый узор удивителен по своей фантастичности и крепкой пластике.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Конгресс иксид 1975 года в Москве и практический семинар «Интердизайн-71» в Минске
Предстояло подготовить не гос-е мероприятие, а достойный форум, соответствующий ожиданиям специалистов разных стран. Необходимо было отобрать лучшие в Советском Союзе дизайнерские разработки, отвечающие девизу конгресса «Дизайн для челове ...

Индия под влиянием Британии
Начиная с ХVIII в. Индия попадает под влияние Британии (до 1947 г.). Это было не только подчинение цивилизации совершенно другого типа, но сюда была принесена новая техническая культура. Но она оказалась очень устойчивой. Отторжение чужер ...

Принципы построения двух- и трёхфигурной композиции
Основные принципы построения многофигурной композиции: 1 – выбор характерных элементов композиции: объединение по однородным признакам, стилю, форме, цвету, фактуре; выявление и подчеркивание наиболее важной однородности; включение в ком ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы