О музыкальном решении пластического спектакля

Информация о культуре » О музыкальном решении пластического спектакля

Страница 7

Формирование задания композитору - отдельная тема, выходящая за рамки настоящей статьи. Здесь же, как пример доступного практического выхода в русле данной концепции, рассматривается ситуация, в которой режиссёр самостоятельно должен осуществить подбор музыкального материала, смонтировать его с "нуля".

О схеме работы можно говорить лишь для того, чтобы акцентировать внимание на главном, "не затеряться" в деталях в ущерб основному.

Последовательность может быть различной, но правилен лишь тот путь, который приводит зрителя к пониманию, "про что" спектакль. Это "про что" может возникнуть из формы спектакля.

Для того, чтобы представить себе его форму, необходимо как бы "охватить" внутренним взором всё действо сразу, от начала до конца, единовременно. При этом отчётливо возникнут главные события и узловые точки - кульминация, финал, точки столкновения сил, первое появление героя.

С этого и надо начинать "примерку" музыки. Такой порядок действий - итог опыта. Поэтому, его стоит опробовать и тем, кто такого опыта не имеет, и тем, кто не останавливается на уже известном, но ищет всё новые и новые пути и методы.

Определение главного события, эмоциональной кульминации спектакля должно стать первым пунктом в этом списке. Кульминация - то место, где "температура" чувств достигает апогея.

Ежи Гротовски составлял психо-эмоциональную шкалу для каждого персонажа в виде графика, похожего на температурные "кривые" плавления металлов. Сопоставив эти рисунки, можно было увидеть психо-эмоциональный ритм всего спектакля и наивысшую точку "накала страстей".

Главное событие, кульминация развития конфликта имеет право быть самым ярким местом звуковой палитры. Причём, ярким - вовсе не означает - громким. Это может быть момент тишины, которая при определённых обстоятельствах бывает сильнее звуков.

И всё же, если кульминация будет решена в звуках, и это будет музыкой, то, как понять, что будет самым сильным: "забойный" рок, симфоджаз или хорал a capella? Как в этом безбрежном океане жанров, стилей, направлений выбрать единственно верное?

Для того, чтобы решить эту проблему, необходимо обратиться к концепции введения музыки и ответить на другой важный вопрос: чья музыка будет звучать в кульминации? Из души какого персонажа музыка "вырвется" наружу? Какое изменение произойдёт с помощью музыки?

Получив ответ, станет очевидным содержание кульминации, которая предопределяет исход событий. Вероятней всего, станет ясней и музыкальная стилистика спектакля.

Стилистика является также одним из сложных вопросов, которые предстоит решить режиссёру. Это обширная тема, и подробно поговорить о ней формат данной статьи не позволяет.

Заметим лишь, что она рождается из общей характеристики действия относительно принадлежности его к классическим типам родов искусства: эпосу, лирике или драме.

Музыкальные жанры легко классифицируются по этому признаку, хотя в чистом виде драма, эпос и лирика встречаются редко, но есть типичные черты, с учётом которым и происходит классификация.

Режиссёру пантомимы необходимо разбираться в музыкальных жанрах и стилях для того, чтобы уметь грамотно и осмысленно использовать музыку в решении стилистических задач.

М. Бонфельд, известный музыкальный семиотик, пишет, что "хорошее знание музыкальных жанров, их ощущение на слух - это кратчайшая дорога к постижению семантики субзнакового слоя, а через нее - и смысла музыкального произведения".

Единство стиля произведения может зависеть от того, насколько верно определен род действия и музыки. Образ героя может иметь лирическую трактовку, а действие в целом - носить родовые признаки драмы.

Всякий спектакль - это своего рода выбор режиссёром стиля языка, на котором он говорит со зрителем. Сочетаний стиля музыки и стиля действия разнообразно. Не все они приведут к стилистическому единству спектакля.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Социальные институты культуры и управление культурой
Культура – это саморегулирующаяся система включает следующие основные компоненты: творцы; потребители; культура устроителей (связывают творчество со зрителями: импресарио, продюсер, спонсоры); социальные институты культуры. Значение соц. ...

Стиль барокко
Барокко (итал. Barocco, буквально — причудливый, вычурный), стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительно ...

Русско – украинское книгопечатание, первопечатники
Иван Фёдоров родился около 1510 г. Точных сведений о дате и месте его рождения нет [1], он был родом из Петковичей, на границе современной Минской и Брестской областей. Учился в Краковском университете (1529—1532), получил степень бакала ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы