Л.Г. Товстоногов пользовался контрастным методом введения музыки и других элементов. Музыка, по его мнению, должна находиться в постоянном контрасте с каким-либо другим выразительным средством, например, с декорациями или словом.
И.Г. Рутберг часто говорит о принципе введения музыки как звучащего пространства души. В театре всё имеет душу: среда, предметы, декорации, свет. Такой подход делает музыку неотъемлемой частью характеристики объекта, конкретизирует и уточняет содержание самого музыкального текста, ведёт к активизации роли музыки в спектакле.
Представим себе чисто умозрительную ситуацию. Ссора между двумя влюблёнными. Страсти накаляются, и дело "пахнет" дракой. Но чем дальше развивается ссора, тем лиричней и добрей становится музыка, которая звучит резким контрапунктом всему, что происходит в пластике героев.
О чём говорит зрителю сцена с таким музыкальным подтекстом? О том, что люди любят друг друга. И ссора - не суть их отношений. Суть проявлена в музыке, ибо она трактуется, как мир души персонажей, а в музыке - любовь.
Работала ли музыка на конфликт в данном примере? Участвовала ли она в действии? Ответ - "да". Значит, музыка нужна спектаклю.
Она выступала в данном примере как действующее лицо, участник сцены. Благодаря такой музыке появился подтекст, возникший из разности информации, идущей от визуального ряда и музыкального. Музыка меняет смысл происходящего. Из этого следует то, что музыка активно участвует в развитии действия.
Помимо музыки души героев существует т. н. музыка среды, в которой развиваются те или иные события. По сути, это тоже музыка души, ибо "душу можно вселить во что угодно" (И. Рутберг).
Музыка среды (если режиссёр решил, что среда должна иметь душу) может остро контрастировать с происходящими событиями, а может менять события, войдя с ними в конфликт.
Например, на свадьбе, где невесту отдают замуж против её воли, и она вынуждена навсегда расстаться с тем, кого любит, звучит разгульная музыка веселящейся толпы. Такой приём неизмеримо усиливает действенность сцены, а режиссёр получает мощное средство обострения конфликта между внутренней драмой героини и разгулявшейся толпой.
Создание драматического пространства с активной ролью музыки мы называем музыкальным решением.
Итак, два условия, необходимые для существования музыки в театре пантомимы - направленность действия и принадлежность чьей-то душе - обеспечивают активное участие музыки в напряжении конфликта и являются основой музыкального решения.
Другой важный аспект проблемы существования музыки в пластическом театре - сходство структур театрального действия и музыки.
"Ощутить ритмическое биение пьесы, услышать её звучание, её гармонию и затем как бы оркестровать её - такова. задача режиссёра". (А. Таиров)
Искусства, находясь в едином синтетическом пространстве театра, всегда взаимно обогащаются. Творцы "привлекают на службу своему искусству достижения и победы других искусств во имя обогащения своего. И, всегда это открывает новые пути и возможности для создания образа". Достаточно лишь вспомнить о некоторых великих творцах, таких как Дебюсси, Чайковском, Чюрлёнисе, Мусоргском и многих других, чтобы понять, насколько плодотворно такое тесное соприкосновение.
Театр, связанный с движением, пользуется большим количеством понятий и терминов, заимствованных из различных видов искусства, и более всего, музыкальной терминологией.
Давайте представим, что театр - это симфонический оркестр, а актёры - звуки, льющиеся из инструментов. Звуки то соединяются в созвучия, то распадаются на сольные партии. Движения актёров - это мелодии, они изменчивы и вариативны, но имеют свою собственную интонацию, свой колорит. Некоторые интонации близки друг другу, а другие - резко контрастны.
Словом, всё - как в музыке. Элементы существуют и развиваются по своим внутренним законам, подчиняясь главной партитуре событий. И вот уже слышатся звуки, затем мелодии и инструменты. … Так может родиться предчувствие музыки будущего спектакля.
Еще по теме:
Сфера житейских знаний
Житейские знания возникают в непосредственном взаимодействии людей с окружающей средой и отражают явления действительности в понятиях, имеющих простое, наглядное и конкретное значение. Житейскому познанию чужды абстракции и лишенные нагля ...
Приёмы графической подачи и графические возможности в изображении объектов
Графика является наиболее распространенным видом изобразительного искусства. Графика – это один из видов изобразительного искусства, близкий живописи со стороны содержания и формы, но имеющий свои собственные конкретные задачи и художеств ...
Музейные технологии: специфика их использования в условиях музея в
библиотеке
Технология — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов производства.[48]
В классификацию музейных технологий входят:
- Организация музейного фонда и е ...