О музыкальном решении пластического спектакля

Информация о культуре » О музыкальном решении пластического спектакля

Страница 8

Поэтому, не стоит спешить закреплять результаты. Лучше найти несколько вариантов и оставить окончательный выбор музыки "на потом". Ведь впереди ещё другие нерешённые эпизоды, влияющие на общий замысел. И следующая по важности событийная точка - финал.

Финал - итог, разрешение проблем и точка в развитии действия. От того, какова будет музыка финала, зависит вывод зрителя, "про что" был спектакль.

В финале может прозвучать музыка автора, выражающая отношение режиссёра к своим героям, к идее в целом. И тогда автор призывает зрителя разделить с ним его чувства. Можно сказать, что в этом случае именно музыка меняет и ракурс чувств, и пространство спектакля. Действие как бы закончено, зритель вынесен за рамки происходящего и теперь наблюдает со стороны то, в чём ранее принимал живое душевное участие. В этом случае финал может обрести форму притчи, философского обобщения.

Если режиссер решает, что последней должна отзвучать тема героя "А", то, скорее всего, это будет свидетельствовать о том, что весь спектакль был о герое "А".

Музыка финала должна стать результатом развития линии героя, а её изменения проявят логику развития его души.

От того, как будет решён финал, зависит комплекс чувств, который унесёт с собой зритель, какая тема останется звучать у него в голове, какой музыкальной образ будет жить в душе зрителя. Если, к примеру, финал трагичен, но звучит просветлённая музыка, - в душе зрителя может возникнуть надежда на изменение мира или светлое воспоминание о деяниях героя.

Вслед за решением финальной музыки следует перейти, на наш взгляд, непосредственно к подбору темы (тем) души героев.

Метод подбора не позволяет кардинально изменить готовый музыкальный материал. В арсенале средств редактирования - только монтаж и коллаж (наложение). Но это обстоятельство не должно влиять на основные принципы использования музыки.

Нередко можно встретить у начинающих режиссёров следующую тенденцию: начинается новый эпизод - меняется музыка. И так - до конца спектакля: новый эпизод - новая музыка.

В таком звуковом "калейдоскопе" зритель перестает понимать, что, собственно, музыка выражает. В этом случае музыка не участвует в драматургическом действии, не выражает, а лишь обозначает какие-то эмоции, создаёт какую-то "атмосферу", иллюстрируя действие. А должна стать действенным средством драматургии.

Подбирая музыкальный материал, надо стремиться к стилевой однородности и фактурной цельности оркестровки.

Есть примеры, когда вся постановка решена в одном стиле (фильм Ф. Дзеффирели "Ромео и Джульетта", фильмы П. Гринуэя на музыку М. Наймана, некоторые спектакли Г. Мацкявичуса, И. Килиана и др.).

Конечно, эклектика так же может быть выразительным средством и в этом смысле вполне допустима. Но использовать её можно лишь в том случае, если она станет художественным приёмом.

Например, для конфликтного столкновения двух миров - мира душевных переживаний той же проданной невесты, мира равнодушной разгульной деревни и мира коварных родителей как нельзя лучше подойдут разностилевые музыкальные характеристики.

Но и такие стилевые зоны внутри себя всё равно должны быть однородными. Самый надёжный способ сохранить единство - введение лейтмотивов.

Лейтмотив (от нем. Leitmotiv, "ведущий мотив") - термин, пришедший в театр из музыки. В оперной музыке - "сквозной мотив. или ритмический рисунок, который в восприятии слушателя ассоциируются с данным персонажем, отвлеченной идеей или драматургической ситуацией. ".

Понятие мотива существует не только в музыке. Например, выдающийся сценограф Й. Свобода говорит о ритмическом соединении мотивов в архитектуре, воздействующих на психику человека, создающих психопластику пространства.

Система лейтмотивов в театре, организующая музыкальное содержание спектакля - это система семантических связей между музыкой и другими средствами театра, создаваемая режиссёром для раскрытия образа конкретных персонажей, проявления их взаимодействия и выявления конфликта.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Особенности формообразования предметного мира Древнего Египта
дизайн предметный искусство художник Предметный мир Др. Египта известен тем, что там появились многие объекты предметного мира, котор. используются и по сей день. Были созданы мебельные объекты, такие как столы, стулья, кровати. Предметн ...

Анализ лиможских эмалей xii-xiv века
Выемчатая эмаль - одна из древнейших эмальерных техник. На металлической пластине достаточной толщины глубоко вырезается (вынимается) сюжетное или орнаментальное изображение. Получившиеся при этом углубления заполняют прозрачной или непро ...

Кино как синтетический вид искусства
Родителями кинематографа называют театр и фотографию. Но, если разобраться, то и эти виды искусства синтетичны. Кинематограф вобрал в себя абсолютно все искусства, переработал их и трансформировал. Можно даже сказать «собрал лучшее» и при ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы