О музыкальном решении пластического спектакля

Информация о культуре » О музыкальном решении пластического спектакля

Страница 4

Режиссёр, конечно, не обязан играть на музыкальных инструментах и разбираться в тонкостях исполнительства (хотя, желательно), но обязательным качеством таланта режиссёра, на наш взгляд, является способность к музыкальному воображению и фантазии. Без этого качества пластический спектакль может оказаться "непластичным", движения - немузыкальными.

Так же, как перед началом практической работы режиссёр сочиняет множество пластических образов, деталей костюмов, рисует множество сценографических картинок, - в таком же объёме у него должен родиться и ряд музыкальных "картинок", мелодий-образов, ритмов различных сцен.

Работу по созданию музыкального решения целесообразно начинать с определения ритмической структуры будущего спектакля.

Музыка - искусство временное, и ритм есть основополагающий элемент ее временной организации. Музыкальные звуки, организованные во времени - один из необходимых принципов существования музыкального произведения. Ритм - своего рода "хребет" музыки.

Наряду с темпом, ритм несёт информацию о характере и стиле пьесы, во многом определяет жанр и возможности развития. Ритм танго, к примеру, содержит элементы, создающие напряжение на всех структуральных уровнях произведения. Характерная синкопа вносит конфликт в размеренность четвертей и может проявляться как в партии ударных и баса, так и между слоями инструментальной фактуры. Контрапунктом к аккомпанирующей основе выступает ритм мелодии, имеющий собственную кратность и, как правило, более широкое фразеологическое "дыхание" в сравнении с ритмической фразой аккомпанемента.

Подобно тому, как в музыке ритм является одним из первоэлементов, организующим началом, создающим из хаоса звуков порядок, так и в пластике, будь то пантомима или танец, сцены выстраиваются с учётом ритмической организации чередования появления героев, сменяющих друг друга мизансцен, жестикуляций и реакций, оценок и пауз, словом, ритма действия.

Любой спектакль, подобно музыкальной пьесе, буквально соткан из разных ритмов, которые находятся в сложном синтетическом взаимодействии. Они могут соединяться контрапунктным, полифоническим, линейным способом.

Например, пластика главного героя может находиться в контрапункте с музыкой среды или пластикой других героев. Так, если два персонажа существуют на сцене в пластике и ритме вальса (мягкие, синхронные движения), то третьему персонажу - конкуренту лучше появиться в ритме, контрастирующем с ритмом вальса, предположим, в ритмике фокстрота. Чем ярче будет различие в ритмах и соответствующей им пластике, тем очевидней проявится конфликтная природа отношений между персонажами.

Помимо проявлений ритма, описанных выше, существует понятие ритма роли, ритмической структуры спектакля в целом.

Проблема ритмической организации формы целого - одна из важнейших, без решения которой спектакль не может состояться. Со времён появления первого пратеатрального действия в виде ритуальных плясок перед охотой или сбором урожая не прекращался поиск наиболее совершенной формулы "соотношений масс" целого, своего рода, золотого сечения в действии.

Древний японский трактат о театре гласит: дзё (экспозиция) - начало, первообраз; ха (развитие) имеет толковательный смысл, "умягчает дзё и разъясняет его, передаёт мельчайшие подробности темы и всё целиком исчерпывает; кю - смысл заключительной фразы, закат дня, предельный смысл, целиком исчерпывает ха. Спектакль Но имеет длительность в ха, кю должно быть кратким". У Дзэами закон "дзё-ха-кю" трактуется в широком смысле как проявление ритмов и содержания бытия, имеет космическое звучание, становится метафорой рождения-жизни-смерти.

Необходимо выстраивать соотношения частей целого, продолжительность и темп каждого эпизода, каждой мизансцены, которые будут представлять собой "многообразное, многосложное и ритмически слитное действие" (С. Эйзенштейн).

Для режиссёров хорошим примером ритмической организации крупных форм могут послужить произведения классической музыки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Первый период творческих достижений в области живописи
Начиная со второй половины 1620-х годов Рибера, насколько можно судить по его сохранившимся произведениям, все более обращается к живописи. Известность его растет. Уже в 1626 году он был избран членом римской Академии св. Луки, о чем свид ...

Первая всемирная промышленная выставка 1851 года и ее значение для развития формообразования предметного мира
В середине 19 в. в развитых странах Зап. прошла промышл-я революция и стали появляться новые изобретения, много машин-механизмов. Необходимо было как-то продемонстрировать все достижения техники пром-го произв-ва. Т.к. Англия была одной и ...

Цвет
В природе не существует ничего бесцветного. В природе–все цвет, начиная с яркого спектра в его первичной чистоте и кончая сложнейшими переплетениями его цветовой игры до самых серых и черных оттенков, которые таят в себе сложнейшие и тонк ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы