О музыкальном решении пластического спектакля

Информация о культуре » О музыкальном решении пластического спектакля

Страница 5

Музыкальное искусство, являясь самым абстрактным по природе (звук и звуковые морфемы не имеют устойчивой семантики вне контекста), имеет мощную логическую поддержку, проявляющуюся в чёткости структуры музыкально-образного материала, отточенной форме, компенсирующей размытость смыслов звукового "текста".

Мелодии музыки и движениям мима присуще общее качество - они разворачиваются во времени, рождая смысл. Музыка даёт неисчерпаемое многообразие примеров развёртывания мелодии, принципов сочетания контрастных элементов, взаимопроникновения разных мелодий друг в друга, контрапунктирования и т.п. Для каждого вида взаимодействия найдены типологические формы, позволяющие максимально ярко проявиться смыслу этих взаимодействий, вскрыть их суть.

Поэтому весьма плодотворным для театра пантомимы представляется освоение режиссёрами основных видов музыкальной формы, изучение структуры музыкальных произведений и принципов организации целого.

Музыка есть "искусство интонации, художественное отражение действительности в звучании".

Отдельно взятые звуки сами по себе - ещё не музыка. Природные звуки не являются музыкой по определению. Даже звуки, соединённые в слова, не рождают музыки, пока не появляется осмысленная интонация. "Слова можно говорить, не интонируя их качества, их истинного смысла; музыка же всегда интонационна и иначе "не слышима".

Движения мима музыкальны именно потому, что они имеют интонацию. Характером и качеством интонаций создаются элементы пластического образа. Движения имеют свою партитуру интонаций, которая и является, собственно, "внутренней" музыкой данного героя. В. Дашкевич справедливо замечает, что музыка является искусством комбинирования интонации. Режиссёр, таким образом, создаёт собственный интонационный словарь для каждого из героев.

С появлением интонации рождается феномен, который называется мелодией. Представить линию движения актёра как мелодическую линию, значит, найти правильную фразировку, "дыхание" фраз, их вершины и окончания. И тогда движения станут похожими на музыку.

Работая над музыкальным решением спектакля необходимо определить общий психо-эмоциональный строй, найти главную пластико-мелодическую интонацию всей пьесы.

Это, конечно, не означает того, что определённая пластика непременно должна сопровождаться определённой мелодией. Такое сочетание слов свидетельствует скорее о единстве решения образа спектакля, проявляющееся в музыке и пластике не линейно и не единовременно, но согласно требованиям драматургии, в синтезе.

Таков и будет следующий шаг на пути к "оркестровке" пьесы по Таирову.

Но найти интонацию героев - это ещё не всё. Необходимо отыскать принцип, по которому они будут сочетаться при взаимодействии героев, звучать в целом.

Музыкальные произведения дают нам примеры таких сочетаний. В музыке это называется фактурой изложения. Она может быть гомофонической, полифонической.

Гомофоническая фактура предполагает наличие мелодической темы (главного героя) и соответствующего замыслу фона. Однако, основные элементы могут находиться в различных по степени проявленности конфликта отношениях. Так называемый фон, порой, может стать на время главным элементом, подавив мелодию.

Аналогом в живописи может служить жанр портрета на фоне отдалённого пейзажа. У великих мастеров пейзаж сообщал зрителю многое о характере человека, изображённого на портрете. Он мог также "конфликтовать" с портретом, создавая необходимое художнику напряжение картины в целом.

В классическом театре пантомимы (так называемом "чёрном кабинете") мим часто оказывается практически без фона. Но это лишь первое впечатление. Мим создаёт воображаемый мир вокруг себя из воображаемых предметов. Он предлагает зрителю "достроить" необходимый фон. А через минуту фон может полностью видоизмениться и превратиться из дружественного во враждебный.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Культура Древнего Рима
Согласно преданию, город Рим был основан в 753 г. до н.э. двумя братьями Ромулом и Ремом, потомками троянского героя Энея. Довольно рано римляне встали на путь завоеваний. В III в. до н.э. под их контролем находилась уже вся Италия, а в I ...

Индия под влиянием Британии
Начиная с ХVIII в. Индия попадает под влияние Британии (до 1947 г.). Это было не только подчинение цивилизации совершенно другого типа, но сюда была принесена новая техническая культура. Но она оказалась очень устойчивой. Отторжение чужер ...

Пром-я революц. ХVIII – XIX вв. и ее знач. для развит. формообраз-я предметного мира
В сер. 19 в. в развитых странах Зап. прошла промышл-я революция и стали появляться нов. изобретения, много машин-механизмов. В 1851 г. состоялась 1-я всемирная промышленная выставка, где были представлены последние технич-е возможности и ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы