О музыкальном решении пластического спектакля

Информация о культуре » О музыкальном решении пластического спектакля

Страница 9

Наиболее полно можно ощутить действие системы лейтмотивов у Р. Вагнера, в его музыкально-эпических драмах под общим названием "Кольцо Нибелунга". "По замыслу Вагнера, сложное и часто философски отвлеченное содержание его драм передается главными символами, которые, будучи невыразимы словами, воплощаются на языке музыки в лейтмотивах".

Лейтмотивный принцип широко используется в кинематографе, например, у Ф. Феллини, в фильме "Дорога", спектаклях польского театра "Гардзиеницы", хореографии П. Бауш и др.

Режиссёр, использующий лейтмотивную систему, имеет возможность создать мощные символические связи между образом персонажа и драматическим развёртыванием конфликта.

Режиссёрский подход состоит в том, чтобы, опираясь на законы восприятия, с одной стороны, и на концепцию, изложенную выше, с другой, выстроить музыку персонажей и увязать их темы между собой.

Это, безусловно, не заменит композиторской работы над "инструментовки" роли. Но, по крайней мере, приблизит к ощущению целостности.

При подборе музыки следует также позаботиться о том, чтобы у героя была одна яркая тема, а не несколько. Эта тема (музыкальный фрагмент) должна отражать суть его души.

Но вовсе не обязательно, чтобы каждый герой имел собственную музыкальную тему. Музыка вводится из необходимости её участия в действии, и об этом нельзя забывать!

Проверить, насколько музыка включена (и включена ли) в событийно-действенный ряд можно простым способом: сыграть один и тот же эпизод с музыкой и без неё.

Если содержание и трактовка событий и образов не изменится, значит, музыка здесь, скорее всего, не нужна или нужна другая музыка.

Такой метод проверки полезен на всех этапах становления спектакля: на стадии "намаза", при отборе музыкальных фрагментов (репетиции одного и того же эпизода с разной музыкой), на завершающей стадии, когда спектакль готов и необходимость в некоторых деталях может отпасть.

На определённых этапах поиска и выработки решений "музыкальные излишества" бывают даже полезны. Например, чтобы актёр почувствовал ритм и проникся нужной эмоцией, ему не помешает подходящая музыка. Это - служебная функция музыки, не имеющая ничего общего с музыкальным решением.

Актёр, долго репетировавший под определённую музыку, сможет обойтись и без неё, сохранив в себе, своей пластике и психике те качества музыки, которые были ему необходимы. Все наработки от взаимодействия с музыкой станут его внутренней мелодией, "нервом" роли.

Надо отказываться от музыки во имя жизни актёра на сцене.

Несколько слов о технологии введения музыки.

Уже говорилось о том, что при правильном использовании музыки она меняет смысл события, либо привносит новое качество в понимание событий и раскрытие характеров. Словом, появляется музыкальный подтекст.

Музыкальный подтекст - это создаваемый музыкальными средствами чувственно-смысловой ассоциативный ряд, который позволяет неоднозначно трактовать смысл происходящего. От того, как введена музыка в действие, меняется и подтекст.

Существует ряд признаков, по которым определяется принадлежность музыки тому или другому герою. Например, если на выход персонажа зазвучит новая музыка, она читается как музыка души этого персонажа.

Но стоит актёру немного запоздать с выходом, музыка начнёт звучать раньше, и тогда можно трактовать музыкальный ряд как музыку среды, в которую попадает персонаж или как-нибудь ещё. И тогда - все дальнейшие события будут говорить "про другое". Смысл сцены может сместиться в неожиданную сторону.

Следовательно, режиссёру следует позаботиться о чёткости введения музыки в экспозиционных и других эпизодах, где устанавливается символическая связь музыки и объекта.

Нередко встречается и другая ситуация. Вместо того, чтобы "оборвать" музыку, резко прекратить, её уводят в микшер (т.е. музыка плавно затихает). Эта неточность может никак не сказаться на целом, остаться просто небольшим огрехом звукооператора, но может повлечь за собой изменение трактовки целой роли.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Отношение общества к науке. Образ науки
В старину наука как умственное занятие («интеллектуальная игра») мудрецов-философов была чуждой и недоступной для широкой публики. Проблемы, над которыми размышляли «ученые мужи», были далеки от практических, хозяйственных нужд народа. По ...

Социально-политические идеалы XIX века: либерализм, марксизм, анархизм
культура буржуазный научный революция романтизм XIX век испытал множество социальных потрясений и подготовил множество потрясений веку грядущему. В это время зародилось несколько социально-политических идеологий, из них три на протяжении ...

Особенности формообразования предметного мира Древнего Рима
Др. Рим по формообразованию близок к Др. Египту. Древние римляне также не стремились выявлять форму либо конструкцию. Часто применялись богатые декорат-е украшения, котор. полностью скрывали конструкцию. Тем не менее др. римляне были и оч ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы