О музыкальном решении пластического спектакля

Информация о культуре » О музыкальном решении пластического спектакля

Страница 6

Полифония - звучание нескольких голосов одновременно. Талантливо визуализировал структуру фуги М. Чюрлёнис в своих знаменитых акварельных сонатах, посвящённых музыкальным формам.

Плотность мизансцен, пространственный объём, количество участников и выразительных средств создают качества, которые в музыке рассматриваются как фактурные параметры. Их ритм и умелое сочетание в спектакле имеют формообразующие свойства.

спектакль музыка театральное представление

Музыка подчинена законам гармонии. Без соблюдения этих законов нельзя создать музыкального произведения. Гармония, или аккорд в музыке - это сочетание одновременно воспроизведённых звуков, созвучие.

Аккорд вызывает определённые чувства. Например, резкое сочетание звуков может вызвать неприятные ощущения или чувство слухового дискомфорта (диссонанс). Мягкое звучание аккорда может создать ощущение равновесия, спокойствия (консонанс).

Пластический спектакль также представляет собой череду диссонансов и консонансов, проявленных в пластике, музыке, цвете. И точно так же, как звуки и инструменты в музыке, в спектакле одно средство по отношению к другому может находиться в диссонирующем или консонирующем "звучании". Так, резкая пластика одного героя может "звучать" диссонансом по отношению к плавным движениям других, костюм может диссонировать с декорациями, а может гармонировать с ним как родственный элемент.

В музыке любое накопление диссонанса ведёт неминуемо к кульминационному "взрыву" и разрешению в консонанс. Такова диалектика музыкальной формы. Таков закон любой драматургии.

Если в хорошем спектакле сопоставить факторы напряжения конфликта по основным событийным точкам, то картина, как правило, будет следующей: напряжение возрастает с приближением кульминации (накопление диссонанса) и резко падает после неё (наступление консонанса). Достаточно припомнить любой детективный фильм, чтобы понять, о каком накоплении эмоционального напряжения идёт речь.

Этот принцип накопления и разрешения главного конфликта аналогичен и в музыке, и в театре, и в других видах искусства, потому, что он служит главной идеи искусства - достижению катарсиса.

Музыкальное решение состоит и в том, чтобы грамотно распределить накопление диссонанса между эпизодами, в которых звучит музыка, а также определить те сцены, в которых музыка необходима. Например, если это постепенное движение к кульминации, значит, музыка может развиваться в сторону остроты, отстранения, неустойчивости.

Можно построить накопление диссонанса по принципу контрастности эпизодов. Тогда контраст должен возрастать с каждым новым сопоставлением музыкальных частей.

Однако, музыкальное решение "встроено" в общую драматическую канву, и его нельзя рассматривать вне общей режиссуры, учитывающей взаимовлияние всех компонентов, ведущее к синергетическому эффекту (взаимоусилению) выразительных средств.

В руках режиссёра есть всё, чтобы сделать спектакль симфонией, "оркестрованным" действием, о котором пишет А. Таиров. Это в ещё большей степени относится к пантомиме, где сами движения актёра и есть музыка, видимая музыка.

Пластическая фраза мима подобна фразе музыкальной. Основы музыкальной фразировки связаны с дыханием и потому естественны. Следуя естественным законам музыкальной фразы, мим "рисует" мелодию, творит музыку пластикой своего тела. Эта пластическая партитура также должна быть вписана в общий "оркестр", которым является спектакль.

Итак, ритм, интонация, гармония и фактура движений определены. Предчувствие музыки есть, найдены приблизительные варианты музыкальных отрывков. С чего начать конкретную работу по составлению музыкального ряда и определения мест ввода музыки?

С позиций концепции введения музыки её главная функция - напрягать конфликт, раскрывать его содержание. Это важнейший критерий действенной роли музыки.

Если в работе над спектаклем принимает участие композитор, то ещё одной задачей режиссёра будет правильная формулировка задания композитору. Задание должно включать в себя образные "наводящие" выражения, "рыбьи слова", которые будут понятны и заманчивы для композитора.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Движение за обновление искусств и ремесел второй половины XIX века
Ненормальное положение формообраз-я предметного мира, кот. проявилось в сер. 19 в., было замечено многими деятелями искусства того времени и перед ними стоял вопрос «как преодолеть эти негативные влияния в формообраз-и предметного мира». ...

Роль Киево-Могилянской академии в развитии науки и образования на Украине в 16 – 18 века
Киево – Могилянская академия не только способствовала расширению среди широких верств народа научных знаний, но и формированию духовных ценностей. Среди воспитанников и слушателей академии были ученые, поэты, философы. Академия была центр ...

Христианство и культура
Христианство, третья из рассматриваемых мировых религий, отличается именно верой в Иисуса Христа, не как в пророка, а как в Богочеловека. Как известно, христианская Троица представляет собой единство Бога Отца (Вседержителя, творящего, су ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы