О музыкальном решении пластического спектакля

Информация о культуре » О музыкальном решении пластического спектакля

Страница 2

Использование музыки в пантомиме, с одной стороны, подчинено законам драмы и участвует в драматическом процессе, с другой стороны, сами движения в пантомиме практически являются своеобразной видимой музыкой, благодаря своей очищенности и символичности. Можно сказать, что в пантомиме музыка выступает сразу в двух ипостасях: музыка слышимая (звук) и музыка видимая (движение).

Исходя из разности способов взаимодействия с музыкой в разных видах театра, образуются и различные концепции музыкального решения спектакля.

В данной статье ставятся вопросы о том, что такое музыкальное решение спектакля, каковы законы существования музыки в пластическом спектакле и пантомиме. Порой, драматическое действие представлено с точки зрения музыканта как оркестрованное музыкальное произведение.

Первый аспект рассмотрения этих вопросов связан с существующими концепциями о принципах введения музыки в спектакль пантомимы. Поиск музыкального решения спектакля обусловлен наличием ряда факторов, которые являются важными с точки зрения драматургии и театральной специфики. Одним из этих факторов является отношение музыки к пластическому действию, к центральной идее.

Содержание музыки в пантомиме всегда имеет направленность действия. Как это следует понимать?

Музыка, как любой другой компонент спектакля обязана работать на конфликт, "напрягать" конфликт. А это значит, что она вводится в действие только как активный элемент драматургии, а не как лёгкая "приправа" к действиям актёров. Музыка должна функционировать в спектакле как действующее лицо, способное изменять мир вокруг себя, влиять на поступки других героев.

Г.А. Товстоногов справедливо писал о том, что музыка не всегда занимает в спектакле правомерное место. "Главное несчастье здесь - иллюстративность. Она ведёт к пошлости и мелодраматизму. Музыка чаще всего в спектакле буквально аккомпанирует артисту и иллюстрирует то, что делает исполнитель. Наиболее распространённый способ - использование музыки в драматическом театре как некоего усиливающего элемента, приложенного к спектаклю".

Когда музыка превращается в "приложение" к спектаклю, в фон, она теряет силу, перестаёт участвовать в драматическом действии, и, следовательно, без неё можно обойтись.

Например, если эмоциональное содержание сцены дублируется музыкой, т.е. музыка не сообщает ничего нового, но лишь вторит основному тексту, в этом случае можно говорить о музыкальной иллюстрации к действию. Без музыки эта сцена спектакля может обойтись, следовательно, музыка не работает!

Такой способ взаимодействия музыки и действия может быть полезен в тренингах, на репетициях при наработке актёрами необходимых состояний. Но спектаклю такая музыка не нужна. Потому, что в этом качестве она не усиливает конфликт, не принимает участия в действии. Элементы спектакля, не участвующие в синтезе утяжеляют его, делают спектакль громоздким и избыточным. Опытные режиссеры, в конце концов, удаляют ненужный "балласт" и спектакль от этого только выигрывает.

В том случае, если музыка вступает с другими выразительными средствами в конфликт, звучит контрапунктом к другим компонентам сцены, направлена на раскрытие необходимых качеств героев, которые иначе не могут быть раскрыты, кроме как с помощью музыки, тогда музыка нужна действию, она участвует в театральном синтезе. И, следовательно, можно сказать, что музыка имеет направленность своего действия.

Звучащая музыка - это авторская трактовка события, его истинный смысл. Она может (и должна) влиять на смысл событий, создавая новый подтекст. (Например, герой выдаёт себя за доброго друга, но во время его действий звучит зловещая музыка, сообщая зрителю об истинной природе чувств этого героя).

Если с помощью музыки приведено к конфликту внешнее и внутреннее, значит, музыка работает, направлена на напряжение конфликта, на раскрытие замысла.

Другое необходимое условие существования музыки в спектакле - она должна "иметь адрес", должна звучать у кого-то в душе. Если музыка составляет жизнь одного из героев, она становится символом, знаком этого героя и непременно, действующим лицом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Музейное дело в первой половине XIX века в России
На рубеже XVIII—XIX вв. место музея в жизни европейского общества изменилось. Расширение промышленного производства потребовало более высокой специальной квалификации и общего образования рабочих, что способствовало расширению потенциальн ...

Роль Киево-Могилянской академии в развитии науки и образования на Украине в 16 – 18 века
Киево – Могилянская академия не только способствовала расширению среди широких верств народа научных знаний, но и формированию духовных ценностей. Среди воспитанников и слушателей академии были ученые, поэты, философы. Академия была центр ...

Мир техники
В современной научной литературе понятию техники стали придавать предельно общий смысл: под техникой понимаются любые средства и способы деятельности, которые придумываются людьми для достижения какой-либо цели. Техника — это всегда артеф ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы