Психологическое воздействие формы объекта на человека

Информация о культуре » Основы композиции на плоскости. Основные принципы построения композиции » Психологическое воздействие формы объекта на человека

Страница 1

Геометрическая форма психологически воздействует на человека и когда представляет собой единое целое, и когда образована путем сочетания, соединения двух и более элементов.

Сочетания бывают трех видов:

• пассивные соединения - связь осуществляется посредством дополнительного элемента. Например, шары гантели соединяются с помощью третьего элемента - ручки; база юридических лиц казахстана, inbox

• активные соединения - два сочетаемых элемента связаны друг с другом непосредственно, причем форма одного из них является продолжением другого (например, коробка и ее крышка);

• агрессивные соединения - взаимопроникновение форм элементов, когда один элемент словно бы врезается в другой, скажем, как топор в полено.

• Главная особенность здесь - это органичность соединения эле-ментов формы, соподчинен-ностъ, без которой целостности формы не достичь. Кроме сочетаний элементов, различают следующие виды форм:

• переносная. Такую форму, например, имеет штемпель или шахматная фигура;

• тянущаяся. Подобная форма характерна, к примеру, для салазок;

• вращающаяся. Этой формой отличаются, например, цилиндр или винт самолета;

• обтекаемая. Такова форма падающей капли или шара. Форма капли при этом является динамичной, а форма шара - статичной, но малоустойчивой (сравните со статичной формой куба).

Сильным средством эмоциональной выразительности формы является ее ориентация относительно горизонтальной плоскости, придающая ей устойчивость либо неустойчивость. Форма шара, например, малоустойчива, форма куба - устойчива.

Требование напряженности материала высотных объектов, которое обязательно следует принимать в расчет для придания объекту устойчивости, определяет необходимость уменьшения его массы по высоте. Этого эффекта можно достичь либо незначительным отклонением от вертикали внешних плоскостей объекта, либо конусностью поверхностей, либо ступенчатостью объемов с их закономерным уменьшением по высоте.

Интересный прием используется в современных высотных зданиях, построенных в форме прямоугольного параллелепипеда. Постепенно, по мере увеличения высоты этажей, окна делаются шире и, соответственно, их количество уменьшается. За счет этого нижняя часть здания выглядит тяжелее, а вся конструкция устойчивей.

Расчлененность или составленность формы объекта характеризует ее как систему взаимосвязанных элементов.

Метр — повторение через равный интервал одинаковых или сходных визуально воспринимаемых признаков объекта (бусы, вагоны электропоезда, гирлянды цветов).

Ритмический ряд — закономерное изменение(нарастание или убывание) какого-либо определенного, визуально воспринимаемого признака или свойства объекта (ветки у ели).

Метрический ряд характеризуется тем, что отдельные равные части размещаются через одинаковые интервалы. С его помощью достигается строгость и уравновешенность.

При организации формы особое место занимает пропорция. Пропорция - равенство отношений количественной меры одних и тех же объективных свойств в сопоставляемых формах, или связь составляющих внутри сложного целого. Пропорциональность - соразмерность целого и частей.

Пропорционирование - использование пропорций для организации элементов действительной формы объекта в его целостную структуру, то есть определенный метод количественного согласования частей и целого.

Различают следующие виды пропорций:

• арифметическая: HI - Н2 = Н2 - НЗ, система пропорций подчинена метрическому ряду;

• геометрическая: HI : Н2 = Н2 : НЗ. В качестве примера приведем пропорцию золотого сечения;

• гармоническая (восемь пропорций):

композиция изобразительное средство плоскость

a :c = (f – b) : (b – c); a :c = (b – c) : (b – c);

a :c = (b – c) : (a – b); a :c = (a – c) : (a – b);

b :c = (b – c) : (a – b); b : с = (а – с) : (b – с);

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Противоречивость технического прогресса
Чаще всего указываются следующие главные опасности, которыми угрожает человечеству технический прогресс. 1. Технический прогресс обедняет духовную жизнь человечества. 2. Технический прогресс превращает человека в раба техники. 3. Техни ...

Современное мышление
В каждой области деятельности есть свои сценарии мышления, специфические для нее правила, приемы и способы решения умственных задач: мысль художника движется иначе, чем мысль ученого, гуманитарное мышление отличается от естественнонаучног ...

Некорректность противопоставления духовной и материальной культуры
Вошло в традицию разделять культуру на «духовную» и «материальную». Однако это разделение далеко не столь очевидно, как это могло бы показаться с первого взгляда. Одни относят к «духовной» культуре то, что удовлетворяет духовные потребно ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы