Дальнейшее развитие музейного дела в 1960-80 гг ХХ века

Информация о культуре » Становление и развитие музейного дела в России » Дальнейшее развитие музейного дела в 1960-80 гг ХХ века

Страница 1

Во 2-й половине 1960-х гг. на охрану памятников были выделены крупные средства. Было образована Государственная инспекция по охране памятников истории и культуры Министерства культуры (1966), в ряде краев и областей появились инспекторы по охране памятников, в чьи обязанности входили выявление и учет недвижимых памятников. С начала 1970-х гг. им в помощь стали создаваться производственные группы (бюро) по охране и эксплуатации памятников, число которых достигло 50. Учитывая пожелание общественности, в 1966 г. организуется Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), активисты которого принимают заметное участие в надзоре за охраной памятников. ВООПИК – добровольная массовая организация, целью которой является содействие охране памятников истории и культуры. Основными задачами общества провозглашены привлечение широких слоев населения к активному и непосредственному участию в охране памятников, активное содействие государственным органам охраны памятников в их работе по сохранению, пропаганде, реставрации памятников и памятных мест, пропаганда среди населения знаний о памятниках истории и культуры, воспитание на этой основе любви к родине, её истории. Особенно заметной стала деятельность по охране памятников после начала работ по составлению Свода памятников истории и культуры РСФСР (1967), в которой принимали участие профессиональные историки и искусствоведы, а также знатоки местной истории и культуры.

Из числа общественных музеев, наибольшее распространение получили музеи боевой и трудовой славы комсомола, истории предприятий, мемориальные и школьные музеи общественные музеи. По данным Министерства культуры РСФСР, в 1966 в России было 300 общественных музеев, в 1972 – 601, в 1977 – 1074, вместе со школьными 4174.

До 1978 года в значении «общественный музей» использовали термин «народный музей»; в 1978 Министерство культуры СССР и Министерство культуры РСФСР утвердили «Типовые положения о музее, работающем на общественных началах», определившие статус и основные направления их деятельности, ввели для общественного музея почетное звание «народный музей». Создание общественного музея, как правило, являлось результатом серьезной многолетней работы общественного коллектива (кружка, клуба и др.) по изучению истории и природы края, предприятия и др. Независимо от профиля музея (ествественно-научного, науки и техники, исторического, художественного, народного искусства, литературного) вся научно-исследовательская деятельность, поисково-собирательная, экспозиционная и научно-просветительная работа общественного музея имеет чаще всего краеведческий характер: в фондах преобладают коллекции, собранные на территории края; общественные музеи, посвященные лицам, не связанным с местной историей, хранят и используют краеведческие материалы – об их родственниках, коллегах, друзьях, учениках и последователях, жизнь и деятельность которых связаны с данным местом, об использовании открытий этих деятелей и их произведений, о фабриках, заводах, улицах, носящих им имена. Наличие в собрании общественного музея музейных предметов, не связанных прямо с концепцией музея, объясняется тем, что существенную роль в комплектовании музейных фондов играл личный интерес инициаторов создания музея, а также объективной сложностью показа отдельных периодов истории, невозможностью осуществлять археологические раскопки, отсутствием у актива необходимых профессиональных зданий и другими факторами.

Наличие в фондах общественного музея памятников природы, истории и культуры, имеющих научную и художественную ценность, делает их резервом развития государственной музейной сети (за последние 20 лет свыше 200 общественных музеев получили статут государственного), обуславливает контроль государственных органов: регистрацию общественного музея в местных органах культуры, постановку на государственный учет и внесение в «Специальные инвентарные книги государственных музеев» предметов музейного значения, ограничения на хранение в общественном музее огнестрельного и холодного оружия, изделий из драгоценных металлов и др., передачу в государственные музеи собраний общественных музеев, прекративших существование и памятников, которым не обеспечивается необходимый режим хранения и использования.

Группа музеев-заповедников динамично развивалось: в 1977 г. в СССР работало уже 42 музея-заповедника, из них 25 — в Российской Федерации, остальные — в Украине, Беларуси, Узбекистане, Грузии и Азербайджане.

В 1961 г. были открыты для посетителей музеи Московского Кремля.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Пром-я революц. ХVIII – XIX вв. и ее знач. для развит. формообраз-я предметного мира
В сер. 19 в. в развитых странах Зап. прошла промышл-я революция и стали появляться нов. изобретения, много машин-механизмов. В 1851 г. состоялась 1-я всемирная промышленная выставка, где были представлены последние технич-е возможности и ...

Французская классическая драма. Новаторство Ж.-Б, Мольера
Классическая драма — драма, получившая развитие в странах Европы в эпоху Барокко и основанная на в своеобразно интерпретируемой поэтике античной трагедии. Первые опыты классической французской трагедии появляются в половине XVI века. Школ ...

Предметный мир стиля ампир
Ампир (от фр.— «империя») — продолжение и завершение классицизма. Возник в начале 19 в. во Франции в период правления императора Наполеона; развивался в течение трёх первых десятилетий XIX в.; Наполеон, создав свою империю считал, что ну ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы