Дальнейшее развитие музейного дела в 1960-80 гг ХХ века

Информация о культуре » Становление и развитие музейного дела в России » Дальнейшее развитие музейного дела в 1960-80 гг ХХ века

Страница 5

Ещё в конце XIX в. Н.Ф.Федоров отмечал, что сущность музея составляет процесс человеческого общения(«Музей есть не собирание вещей, а собор лиц»). Ещё н 1930 на Первом Всероссийском музейном съезде Ю.Н.Милонов призывал изучать «грамматику и синтаксис музейного предложения», то есть подходить к экспозиции как к особому языку. Понятие же музейной коммуникации ввёл в оборот канадский музеолог Д.Ф.Камерон. по его определению, музейная коммуникация представляет собой процесс общения посетителя с «реальными вещами», условиями которого является способность аудитории понимать «язык вещей» и способность создатетей экспозиции выстраивать с помощью экспозиций невербальные пространственные «высказывания». В отечественной музееведческой литературе это понятие употребляется с середины 1970-х гг.: Е.А.Розенблюм пишет о музее как о лаборатории, «в которой испытываются коммуникативные свойства вещей» (Художник в дизайне, М., 1974), анализируя экспозиционную деятельность с точки зрения семиотики. К началу 1980-х гг. понятие «музейная коммуникация» становится одним из наиболее употребимым средств музееведческой рефлексии, что ведет к переосмыслению фундаментальных музейных понятий «музейные предмет», «документирование» и др.

Комплексный подход в музееведческих исследованиях сделал продуктивной разработку понятийного аппарата музееведения 1970-80-х гг., позволил специалистам под руководством Пищулина подготовить «Краткий словарь музейных терминов» (около 200 терминов, М., 1974) и словарь «Музейные термины» (около 600 терминов, М., 1986), а также версию для 20-язычного терминологического словаря; их публикация свидетельствует о складывании музееведения, как области знаний.

В середине 1920-х гг. в музеях России проведены первые социологические исследования социально-демографического состава, поведения, запросов и интересов публики, обнаруживающихся при осмотре экспозиций и временных выставок. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. развитие музейной социологии было прервано по идеологическим причинам. Возобновилось оно в 1960-е гг., в период «оттепели», особый размах стало приобретать в 1970-80-е гг. Наиболее репрезентативное, крупномасштабное исследование «музей-посетитель» проведено в 1973-80 г. на базе краеведческих музеев и музеев-заповедников; в те же годы многоаспектные исследования проводил сектор социологии Эрмитажа, выявляя закономерности взаимодействия публики и историко-культурного и художественного музея. В 1970-80-е гг. созданы социологические подразделения в Эрмитаже, Русском музее, Историческом музее; в ряде музеев (Третьяковская галерея, Музей изобразительный искусств им. А.С.Пушкина) в штат введены социологи. Социологические отделы и службы музеев осуществляют исследования на уровне музейного предмета, музейной деятельности, жизнедеятельности коллектива музея, развития музея. Помимо социологических научных подразделений в музее может быть организована и постоянная социологическая служба для непрерывного наблюдения за изменяющимися характеристиками публики, эффективностью рекламы, др. процессами внутри музея и общества, что должно дать возможность оперативно и постоянно давать любую информацию по состоянию контролируемых процессов.

В 1960-80-е гг. в большинстве музеев были созданы стационарные экспозиции по истории советского общества и советскому искусству. Экспозиции и выставки готовились обычно в соответствии с постановлениями партии и правительства к различным юбилейным датам. Идейно-политическое содержание этих постановлений определяло тематику музейных исследований, идеологизированный характер экспозиций и проводимой на их основе просветительной работы. В СССР в период «оттепели», как и в предыдущие десятилетия, большое внимание придавалось раскрытию военно-патриотической тематики. Более 200 тыс. человек в год осматривали организованный еще в 1943 г. музей «Молодая гвардия» в Краснодоне. Активную пропагандистскую работу вели музеи Сапун-горы в Севастополе, Н.И. Кузнецова в Ровно, героев-панфиловцев в д. Нелидово Московской обл., партизанской славы в катакомбах Одессы, комсомольской славы на станции Оболь Витебской обл. Крупным событием в музейной жизни тех лет стало открытие в 1971 г. мемориального комплекса «Брестская крепость-герой».

В 1960-1980-е гг. значительно расширилась сеть исторических музеев за счет создания музеев, посвященных героизму народа в Великой Отечественной войне; музеев истории городов типологически близких краеведческим музеям (Новомосковска Тульской области, 1964; Волжского Волгоградской области, 1968; Волхова Ленинградской обл., 1969; Ломоносова Ленинградской обл., 1972; Партизанска Приморского края, 1976; Мценска Орловской области, 1980 и др.); музеев истории крупнейших строек (Музей истории г.Набережные Челны и строительства КамАЗа, 1975; Музей истории строительства центрального участка БАМ в г.Тында Амурской области, 1976; Нерюнгринский музей истории строительства Южно-Якутского территориального комплекса, 1976; Музей истории строительства Зейской ГЭС в г. Зея Амурской обл., 1979; Музей истории первого десанта на БАМ в г.Звездный Иркутской области, 1980 и др.). Лишь незначительная часть новых исторических музеев была посвящена истории дореволюционной России – движению декабристов (Чита, 1969); Иркутск, 1970; Петровск-Забайкальский Читинской обл., 1973; пос. Новоселенгинск в Бурятии, 1975; Курган , 1975), а также выдающимся военно-историческим событиям: Тарутинский музей Отечественной войны 1912 года (1962), Чесменской победы музей (Ленинград, 1970), «Куликово поле» (1978). Значительную роль в изучении и пропаганде памятников истории играли исторические отделы краеведческих музеев, а также историко-краеведческие, историко-археологические, историко-этнографические и историко-мемориальные музеи, в том числе музеи-заповедники.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Военная живопись 1941-1945гг
Тяжелейшим испытанием для страны стала ВОВ с Гитлеровской Германией. Когда разразилась вторая мировая война, история мирового искусства пережила чрезвычайные события. Социальные движения тех лет вызывают революционные течения художественн ...

Драматургия И. А. Крылова
После смерти отца (1778 год) семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде. Мать не сумела добиться пенсии после смерти мужа, и в 1782 было решено ехать в Петербург хлоп ...

Объект и предмет исследования
Объектом исследования данной работы является массовая культура как празднество, разыгрывающее систему ценностей. Предметом исследования выступает театрализованное представление в единстве символических элементов и игровых процессов культу ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы