Дальнейшее развитие музейного дела в 1960-80 гг ХХ века

Информация о культуре » Становление и развитие музейного дела в России » Дальнейшее развитие музейного дела в 1960-80 гг ХХ века

Страница 6

Для ряда исторических музеев были выстроены дорогостоящие и хорошо технически оснащенные здания и целые архитектурно-художественные комплексы: Центральный музей Вооруженных Сил (Москва, 1965), памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» (Волгоград, Мамаев курган, 1967), Музей боевой и комсомольской славы им.Александра Матросова (г.Великие Луки Псковской обл., 1971), Мемориал в честь героев Курской битвы (пос.Яковлево Белгородской области, 1972), Ленинский мемориал (Ульяновск, 1973), монумент «Героическим защитникам Ленинграда» (1975, Государственная премия РСФСР за 1979), Иваново-вознесенского Совета рабочих депутатов музей (Иваново, 1980) и др.

Окончательно сложившаяся в послевоенный период сеть музеев науки и техники включала музеи: многопрофильные (крупнейший в России и один из самых крупных в мире Политехнический музей в Москве); отраслевые: транспорта (Железнодорожного транспорта России центральный музей в Петербурге, 1862), авиации (Музей военно-воздушных сил в пос.Монино, 1958, Музей гражданской авиации в Ульяновске), космонавтике (Музей космонавтики им.К.Э.Циолковского в Калуге, 1967), связи (Центральный музей связи в Петербурге, 1872); музеи истории отдельных производств: Ивановского ситца музеи, музей «Смоленский лен», музеи кузнечного дела в Гавриловом Посаде Ивановской обл. и в пос.Салтыковка Московской обл и др.; мемориальные музеи, посвященные выдающимся ученым, инженерам, изобретателям: М.В.Ломоносову, И.П.Павлову, С.П.Королеву, Н.Д.Зелинскому, Н.Е.Жуковскому, Д.И.Менделееву, Циолковскому, Н.М.Пржевальскому, Г.М.Кржижановскому, А.Т.Болотову, И.В.Курчатову, П.Л.Лисицыну и др. Образцы военной техники хранятся в военно-исторических музеях, образцы техники и производимой продукции – в музеях предприятий, которые численно преобладают среди научно-технических музеев. В русле развития промышленной археологии, слабо представленной в России, лежит разработка проекта восстановления старых заводов «Уральский каменный пояс» (начало 1970-х гг.); создан Музей архитектуры и промышленной техники Урала в Свердловске (1973), Березовский музей истории золотоплатиновой промышленности Урала (1980), Нижнетагильский музей-заповедник горнозаводского дела среднего Урала. Особую группу в научно-технических музеях составляют музеи Российской Академии наук, других научных учреждений и обществ, а также учебных заведений. Значительное количество памятников науки и техники хранится и экспонируется в краеведческих музеях, отдельных дворцах-музеях и музеях-усадьбах, Историческом музее, Музее истории Москвы и др. Известны частные собрания памятников науки и техники: С.П.Варшавского, Ю.Г.Лумисте, Л.Е.Майстрова, Ф.Ф.Когеля, П.И.Прощеева и др. С 1981 г. Институт истории и техники РАН издает ежегодник «Памятники науки и техники».

Вопрос о создании отечественного музея истории науки и техники, многократно ставившийся на протяжении всего послевоенного периода, остался незавершенным до сих пор.

К 1980-90-м гг. относится очередной этап возрождения интереса к детскому музею, когда стала очевидна необходимость изменения всего общественного уклада, в том числе образования. Пересмотру подвергались образовательные концепции музея. На смену господствовавшей до этого времени информационно-логической трактовке цели музейного образования пришла установка на развитие чувственно-эмоциональной сферы, воображения, фантазии, творческих способностей детей, чему идеально соответствует детский музей. Для формирования новой модели детского музея первостепенное значение 2 тенденции: актуализация подхода к музею как специфической коммуникативной системе и значительное увеличение интереса к музею со стороны семейных посетителей – родителей с детьми. Поэтому, оставаясь музеем-мастерской и игромузеем, детский музей приобретает черты пространства, созданного для общения, провоцирующего диалог взрослого и ребенка.

Для управления музеями в середине 1960 - середине 1980-х гг. характерно внедрение в практику единых принципов организационной и штатной структуры, целей, содержания и форм работы музеев. Этому способствовал ряд утвержденных Министерством культуры СССР типовых положений. После 1985 г. начался демонтаж административной команды системы управления культурой, и в частности музейным делом. В 1988 г. в структуре Министерства культуры СССР было создано Главное управление культурно-массовой работы, библиотечного и музейного дела так, чтобы его конкретные процессы определялись на местах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Еще по теме:

Степень разработанности проблемы
Осмысление массового зрелища, прежде всего, заставляет обратиться к трудам по философии культуры, это исследования С.С. Аверинцева, М.С. Кагана, Э.С. Маркаряна, С.Н. Иконниковой, А.И. Шендрика, А.Я. Гуревича, В.М. Межуева, В.Е. Давидовича ...

Тексты и их интерпретация
В герменевтике (так называют теорию и практику истолкования текстов, а также философское учение, связанное с этой проблематикой) выделяется целый ряд обстоятельств, обусловливающих возникновение разных способов понимания и интерпретации т ...

Древнерусская музыка
Мы называем эпохой древнерусской музыки очень большой период времени. Он охватывает почти восемь столетий - от возникновения Русского государства в IX веке до реформ Петра I в конце XVII века. Все это долгое время русская музыка развивала ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы