Дальнейшее развитие музейного дела в 1960-80 гг ХХ века

Информация о культуре » Становление и развитие музейного дела в России » Дальнейшее развитие музейного дела в 1960-80 гг ХХ века

Страница 6

Для ряда исторических музеев были выстроены дорогостоящие и хорошо технически оснащенные здания и целые архитектурно-художественные комплексы: Центральный музей Вооруженных Сил (Москва, 1965), памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» (Волгоград, Мамаев курган, 1967), Музей боевой и комсомольской славы им.Александра Матросова (г.Великие Луки Псковской обл., 1971), Мемориал в честь героев Курской битвы (пос.Яковлево Белгородской области, 1972), Ленинский мемориал (Ульяновск, 1973), монумент «Героическим защитникам Ленинграда» (1975, Государственная премия РСФСР за 1979), Иваново-вознесенского Совета рабочих депутатов музей (Иваново, 1980) и др.

Окончательно сложившаяся в послевоенный период сеть музеев науки и техники включала музеи: многопрофильные (крупнейший в России и один из самых крупных в мире Политехнический музей в Москве); отраслевые: транспорта (Железнодорожного транспорта России центральный музей в Петербурге, 1862), авиации (Музей военно-воздушных сил в пос.Монино, 1958, Музей гражданской авиации в Ульяновске), космонавтике (Музей космонавтики им.К.Э.Циолковского в Калуге, 1967), связи (Центральный музей связи в Петербурге, 1872); музеи истории отдельных производств: Ивановского ситца музеи, музей «Смоленский лен», музеи кузнечного дела в Гавриловом Посаде Ивановской обл. и в пос.Салтыковка Московской обл и др.; мемориальные музеи, посвященные выдающимся ученым, инженерам, изобретателям: М.В.Ломоносову, И.П.Павлову, С.П.Королеву, Н.Д.Зелинскому, Н.Е.Жуковскому, Д.И.Менделееву, Циолковскому, Н.М.Пржевальскому, Г.М.Кржижановскому, А.Т.Болотову, И.В.Курчатову, П.Л.Лисицыну и др. Образцы военной техники хранятся в военно-исторических музеях, образцы техники и производимой продукции – в музеях предприятий, которые численно преобладают среди научно-технических музеев. В русле развития промышленной археологии, слабо представленной в России, лежит разработка проекта восстановления старых заводов «Уральский каменный пояс» (начало 1970-х гг.); создан Музей архитектуры и промышленной техники Урала в Свердловске (1973), Березовский музей истории золотоплатиновой промышленности Урала (1980), Нижнетагильский музей-заповедник горнозаводского дела среднего Урала. Особую группу в научно-технических музеях составляют музеи Российской Академии наук, других научных учреждений и обществ, а также учебных заведений. Значительное количество памятников науки и техники хранится и экспонируется в краеведческих музеях, отдельных дворцах-музеях и музеях-усадьбах, Историческом музее, Музее истории Москвы и др. Известны частные собрания памятников науки и техники: С.П.Варшавского, Ю.Г.Лумисте, Л.Е.Майстрова, Ф.Ф.Когеля, П.И.Прощеева и др. С 1981 г. Институт истории и техники РАН издает ежегодник «Памятники науки и техники».

Вопрос о создании отечественного музея истории науки и техники, многократно ставившийся на протяжении всего послевоенного периода, остался незавершенным до сих пор.

К 1980-90-м гг. относится очередной этап возрождения интереса к детскому музею, когда стала очевидна необходимость изменения всего общественного уклада, в том числе образования. Пересмотру подвергались образовательные концепции музея. На смену господствовавшей до этого времени информационно-логической трактовке цели музейного образования пришла установка на развитие чувственно-эмоциональной сферы, воображения, фантазии, творческих способностей детей, чему идеально соответствует детский музей. Для формирования новой модели детского музея первостепенное значение 2 тенденции: актуализация подхода к музею как специфической коммуникативной системе и значительное увеличение интереса к музею со стороны семейных посетителей – родителей с детьми. Поэтому, оставаясь музеем-мастерской и игромузеем, детский музей приобретает черты пространства, созданного для общения, провоцирующего диалог взрослого и ребенка.

Для управления музеями в середине 1960 - середине 1980-х гг. характерно внедрение в практику единых принципов организационной и штатной структуры, целей, содержания и форм работы музеев. Этому способствовал ряд утвержденных Министерством культуры СССР типовых положений. После 1985 г. начался демонтаж административной команды системы управления культурой, и в частности музейным делом. В 1988 г. в структуре Министерства культуры СССР было создано Главное управление культурно-массовой работы, библиотечного и музейного дела так, чтобы его конкретные процессы определялись на местах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Еще по теме:

Схема организации производственного участка
Я предлагаю ввести новую номенклатуру изделий на металлургическом заводе, оснащенном оборудованием для плазменной резки металла, процесс изготовления изделия не занимает много времени, следовательно, не требуется создание отдельного произ ...

Развитие русской культуры во второй половине XVIII веке
XVIII век – время больших перемен. Многовековой процесс развития русской культуры вступает в новую стадию своего развития. Преодолевается локальность и сословная ограниченность, происходит формирование национальной культуры. Определяющим ...

Прорезная, или пропильная резьба по дереву
Прорезная резьба называется также сквозной, или пропильной. При этом способе резьбы удаляют фон. В сочетании с рельефной или геометрической резьбой создается впечатление воздушности изделия. Приемы выполнения прорезной резьбы очень прост ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы