Дальнейшее развитие музейного дела в 1960-80 гг ХХ века

Информация о культуре » Становление и развитие музейного дела в России » Дальнейшее развитие музейного дела в 1960-80 гг ХХ века

Страница 4

С конца 1960-х гг. в стране начинает развиваться индустрия туристско-экскурсионного дела: растет сеть турбаз, кемпингов, мотелей. Расширяется сеть музеев, включенных в орбиту туристско-экскурсионного обслуживания, что объясняется так называемым «музейным бумом», охвативших разные страны мира. Для подготовки экскурсоводах в педагогических вузах на факультетах общественных профессий создаются экскурсионные отделения. Проявляется тенденция дифференцированного подхода к различным категориям экскурсантов – школьникам, учащейся молодежи, взрослым, сельским жителям, иностранным туристам и др. Несмотря на годы забвения, в середине 1970-х гг. начинают возрождаться лучшие традиции отечественной экскурсионной школы.

1960-1980-е гг. характеризуются дальнейшей активизацией музейного дела в России, связанной с растущим во всём мире интересом к музеям как аккумуляторам исторического опыта, эстетических ценностей, хранителям и пропагандистам традиций, как средству взаимообогащения культур, взаимопонимания народов. Ряд законодательных актов закреплял возросшую роль музеев – Постановление СМ СССР «О музейном фонде Союза ССР» (1965), Закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (1976).

В СССР сложилась сеть государственных музеев системы Министерства культуры, состоявшая из более 1500 музеев (с филиалами). Наиболее многочисленную профильную группу (519) образовывали краеведческие музеи. Они действовали во всех союзных и автономных республиках, в краевых, областных центрах, а также в ряде районных.

Таким образом, музейная сеть складывалась из государственных музеев министерства культуры (всесоюзного, республиканского, местного значения), Академии Наук СССР, Министерства высшего и среднего образования, других министерств и ведомств, большого количества общественных музеев. Сформировались основные профильные группы музеев. Ведущее положение заняли исторические музеи, включая историко-революционные; этнографические; военно-исторические и исторические отделы краеведческих музеев. Возросло число художественных музеев, литературных музеев и естественно-научных музеев. Значительное место в музейной сети страны занимали меморильные музеи. Новые тенденции (с начала 1970-х гг.) связаны с политикой совершенствования управления музеями: создаются централизованные музейные системы, музейные объединения. К 1985 г. было создано 25 музейных объединений, охвативших 27% музейной сети республики. Опыт лучших из них (Владимиро-Суздальского, Новгородского и др.) активно внедрялся органами управления в музейную практику.

Значительное влияние на развитие музейного дела в России и его совершенствование оказывали исследования в области музееведения, проводившиеся в крупнейших музеях страны, НИИ культуры, научно-методическом отделе при Историческом музее в г.Москва, Лаборатории музееведения Музея революции в Москве. Активизировались издания музейной периодики («Музейное дело в СССР», «Советский музей»). Если в первые послевоенные годы направления музееведческих разработок определялись задачами воссоздания музеев на освобожденных территориях, профилирования музейной сети, повышения уровня краеведческих музеев, то в музейной проблематике 1950-80-х гг. ведущее место занимали вопросы фондовой, экспозиционной и научно-просветительской деятельности музеев, преимущественно краеведческой и исторической. Приоритетной проблемой, требовавшей специальных теоретических обоснований, признавались документирование и показ музейными средствами истории советского общества. Господствовавшими оставались идеи централизации (музеев, музейного фонда и пр.) и дидактического (обучающего, «просветительного») музея, по-прежнему преобладали прикладные и методические исследования. Вместе с тем осмысление всего предшествующего опыта развития отечественного музейного дела позволило реализовать в 1950-1960-е гг. несколько крупномасштабных проектов – подготовить и издать: учебное пособие «основы советского музееведения» (Москва, 1955), суммировавшее утвердившиеся в науке и в практической музейной работе представления о музее, как о социальной институте и о предметной основе музейной экспозиции, давшее описание важнейших методических приемов; «Очерки истории музейного дела в России» (7 томов, 1957-1971гг.), показавшие необходимость исследования на ином качественном уровне теории музейного дела; монографии, посвященные методике построения музейной экспозиции (А.И.Михайловской, А.Б.Закс и др.).

Для 1970-80-х гг. характерны координация теоретических разработок, проведение ряда комплексных исследований («Музей и посетитель» и нек. др.). В эти годы ведущим стало экспериментальное направление (моделирование музейной деятельности, проектирование музейное), получили теоретическое обоснование идея музейного объединения и принципы формирования централизованных музейных систем разных типов, динамично изучались теоретические аспекты музейной коммуникации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Приоритеты духовной культуры
материальная духовная культура художественная Приоритетным в демократически ориентированной культуре является вершинный идеал гуманизма. В случае резкого отклонения от него даже технически оснащенная культура и экономически мощная цивили ...

Концепция культуры П.А. Сорокина
К теориям циклич развит относят концепцию П.А. Сорокина. Осн-й труд – ''Социодинамика культуры''. В работе ''структурная социология'' он вводит понятие социокультурное взаимодействие: 1. Личность (как субъект взаимод); 2. Общ-во (как сово ...

Соотношение личности и общества в романтической и реалистической традиции. Символизм
Романтизм и реализм – два художественных метода, сложившихся в XIX веке и отражающих два важнейших типа сознания нового времени. Художественный метод – это общая основа творчества, подход к отбору жизненного материала, к изображению дейст ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы