Основные результаты исследования

Информация о культуре » Информационная культура в современном обществе » Основные результаты исследования

Рубеж тысячелетия совпал с переходом человечества к третьей стадии развития (после аграрной и индустриальной), которую обычно обозначают как информационное общество. Общепринятой дефиниции информационного общества нет, но большинство специалистов сходятся в том, что его сущность определяют несколько взаимосвязанных процессов:

v электронные информационные ресурсы становятся важным ресурсом и подлинно ведущей силой социально-экономического, технологического и культурного развития;

v формируется рынок электронных информационных ресурсов как фактор производства наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала;

v развитая информационная инфраструктура превращается в условие, определяющее национальную и региональную конкурентоспособность;

v развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых информационно-телекоммуникационных технологий существенно меняет модель образования, труда, общественной жизни и отдыха.

В информационном обществе деятельность людей все в большей степени зависит от их способности эффективно использовать электронные информационные ресурсы. Для свободной ориентации в электронных информационных потоках современный человек должен уметь получать, обрабатывать и использовать электронные информационные ресурсы с помощью компьютера, телекоммуникаций и других средств связи. Заложить фундамент информационной культуры призвана дисциплина «Информационная культура», которая должна изучаться со школьной скамьи, затем приобретать более целенаправленный характер. Это дисциплина новая, своим появлением она обязана бурному развитию информатизации общества.

Культура, как известно, принадлежит к числу наиболее сложных и многоликих социальных явлений, поэтому она понимается весьма неоднозначно, так как часто выступает в качестве составляющей человеческой деятельности (культура техническая, экологическая, художественная, культура мышления и чувств, труда, обычаев и т.д.).

Информационная культура соотносится с областью информационной деятельности людей в обществе, т.е. с реализацией всей совокупности информационных процессов, используемых человеком.

Таким образом, основным капиталом XXI века станет не природно-ресурсный потенциал страны, даже не финансы, а интеллектуальный (в том числе научно-образовательный, информационный и коммуникационный) потенциал и информационная культура. Страны, лишенные такого «капитала», будут быстро отставать и превратятся в сырьевые колонии или придатки других стран, либо в «экономически грязные» цеха мировой экономики.

Научно-образовательный, информационный и интеллектуальный потенциал, на котором только и могут базироваться высокие технологии нового века, во всех сферах жизни общества невозможно быстро создать, даже располагая другими видами капитала. Нужна устойчиво работающая наука, образование, профессиональные, политические и управленческие структуры, оснащенные современными информационными технологиями.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

В начале 90-х годов наряду с иными особенностями этого периода наступило осознание информатики в предельно широком социокультурном контексте. Такие феномены, как информация, информатизация общества и другие, теперь прямо соотносятся с культурой человечества и с основными тенденциями её дальнейшего развития.

В этом плане, в частности, начато изучение информационной культуры личности и общества как особой грани человеческой культуры в целом. Имеется в виду интегральное обозначение тех аспектов культуры, которые непосредственно отражают всю совокупность информационных процессов, используемых человеком. Информационная культура включает такие составляющие: средства массовой информации; печатные средства; новые информационные технологии.

Учитывая, что человечество приступило к созданию информационного общества, в данной статье рассмотрим информационную культуру с учетом формирования данного общества на базе новых информационных технологий и телекоммуникационных средств.

Между тем подавляющее число публикаций в этой области посвящено только технике, как будто техника существует сама по себе и только для себя. Иногда в пылу информационных преобразований все-таки вспоминают о человеке, преподнося мрачные сведения о влиянии ПК на его здоровье. Азы информатики и массовый переход на «ты» с компьютерами уже дают о себе знать, т.е. мы являемся живыми свидетелями перехода общества из индустриального в информационное, что влечет изменение в культуре поведения человека, т.е. он должен научиться жить по правилам информационного общества. Хотя в Законе «О Национальной программе информатизации» (раздел 1 ст. 1) приведено содержание основных терминов и понятий, относящихся к информатизации, об информационной культуре пока не упоминается, как и в других нормативных документах по вопросам информатизации, но в научной литературе такое понятие существует. Однако его содержание полностью не раскрыто.

Еще по теме:

Основные черты традиционной культуры
На всем протяжении человеческой истории и в современную эпоху в мире существовало и существует огромное разнообразие видов культур как локально-исторических форм общностей людей. Каждая культура является результатом деятельности своего тв ...

Расцвет художественной культуры и искусства
Эпоха Возрождения вызвала глубокие изменения во всех областях культуры – в философии, науке и искусстве. Одно из них состоит в том, что философия становится все более независимой от религии, перестает быть «служанкой богословия», хотя до ...

Успенский собор
Первоначальный белокаменный собор был построен великим князем Андреем Боголюбским в 1158–1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан. Согласно сообщению В.Н. Татищева, «по снисканию бо его (Андрея Боголюбского) даде ему Бог мастеров дл ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы