Нынешний период развития общества характеризуется кардинальными изменениями в сфере взаимодействия человека и информации.
Впервые за всю историю человечества информация и знания заняли доминирующую позицию по отношению к таким важнейшим категориям, как материя и энергия. Тем самым был ознаменован переход от индустриальной к информационной цивилизации. Построение информационного общества, по праву, относится к числу приоритетных задач человечества. Развитие информационного общества, часто именуемого «обучающимся обществом», неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном повышении квалификации, обновлении знаний, освоении новых видов деятельности.
Эта тенденция обусловила постановку вопроса об изменении самой парадигмы и модели образования. Возникла необходимость обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию информационно - коммуникационных технологий. Вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило смену устоявшегося девиза «образование на всю жизнь» новым девизом — «образование в течение всей жизни». Качественно новыми чертами, характеризующими инновационную парадигму образования, являются ориентация на развивающуюся личность, переход от репродуктивной модели образования к продуктивной, гуманистической, культуро-ориентированной; многоукладность и вариативность, деятельностный характер образования. Важнейшей составляющей новой парадигмы образования стала идея непрерывного образования, охватывающего все формы, типы и все уровни образования, выходящего далеко за рамки так называемого формального образования.
Понимание необходимости непрерывного образования предполагает формирование убеждения в том, что всякое знание относительно и основу надежности создает лишь обновление и приращение знаний, длящиеся всю профессиональную жизнь.
Реализация идеи непрерывного образования направлена на преодоление основного противоречия современной системы образования — противоречия между стремительным темпом роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком в период обучения. Это противоречие заставляет образовательные учреждения, прежде всего, формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Однако для этого педагог не только должен сам владеть основами информационных знаний и умений, но и быть профессионально готов транслировать их, формируя особый тип культуры — информационную культуру личности.
Смена парадигмы образования имеет весьма существенные следствия не только для образовательных учреждений, но и для библиотек, поскольку существенным образом влияет на реализацию образовательной функции библиотеки. Значительное возрастание доли самостоятельной работы с источниками информации в структуре практически любого вида деятельности человека, живущего в информационном обществе, широкое внедрение новых информационных технологий, существенно обогативших номенклатуру информационных продуктов и услуг, предоставляемых потребителям информации, — все это обусловливает необходимость владения библиотекарем не только традиционными профессиональными знаниями и умениями, но и заставляет осваивать методы обучения пользователей навыкам работы с информацией.
Таким образом, и для образовательных учреждений, и для библиотек организация информационного образования и повышение информационной культуры личности представляют задачу первостепенной важности, а сами учителя, преподаватели и библиотекари становятся ключевыми фигурами, от которых в первую очередь зависит возможность реального повышения уровня информационной культуры учащейся молодежи.
К сожалению, в нашей стране в настоящее время отсутствует целостная государственная концепция информационного образования и формирования информационной культуры. Информационная культура в последнее время ассоциируется преимущественно с технико-технологическими аспектами информатизации, овладением навыками работы с персональным компьютером. Преобладает монодисциплинарный подход, в рамках которого формирование информационной культуры сводится либо к обучению основам библиотечно-библиографических знаний, либо к ликвидации компьютерной безграмотности, либо к овладению рациональными приемами работы с книгой и т. п. Каждое из этих направлений само по себе не вызывает сомнений, однако, имея локальный характер, ни одно из этих направлений неспособно решить проблему в целом — формирование информационной культуры личности. Особую сложность создает отсутствие дифференциации в обучении различных категорий пользователей. В большинстве программ, пособий, руководств либо вообще отсутствует обозначение категории пользователя, либо она указана не вполне четко. Ситуация усугубляется отсутствием специально подготовленных педагогических кадров и необходимой учебно-методической литературы.
В качестве рационального способа решения проблемы информационного образования нам представляется необходимым внедрение в образовательных учреждениях всех уровней интегративного учебного курса «Основы информационной культуры личности». При этом ведущая роль в освоении курса отводится учителю, закладывающему основы информационной культуры личности, без которой невозможна реализация главной идеи непрерывного образования — «образование в течение всей жизни».
В результате многолетних исследований на факультете информационных технологий Кемеровского государственного университета культуры и искусств была сформулирована концепция формирования информационной культуры личности. В основу ее положена следующая трактовка понятия « информационная культура личности».
Информационная культура личности — одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и информационно-коммуникационных технологий. Информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.
В рамках выдвинутой концепции разработана модель курса «Основы информационной культуры личности». Разработанная модель была положена в основу комплекса учебных программ по основам информационной культуры, рассчитанных на различные категории обучаемых: учащихся общеобразовательных ученых заведений; учителей; студентов и аспирантов вузов культуры и искусств. Все разработанные учебные программы, независимо от категории пользователей, на которых они рассчитаны, объединяет единство цели —облегчить положение потребителя информации в условиях современного «информационного взрыва», научить его рациональным приемам поиска, анализа и синтеза информации, вооружить методикой «информационного самообслуживания». Реализации этой цели способствует интегративный характер курса, в котором используются достижения целого ряда дисциплин: информатики, библиотековедения и библиографоведения, прикладной лингвистики, функциональной стилистики, теории текста, прикладной психологии, логики, культуры чтения.
В основу построения модели курса «Основы информационной культуры личности» положены общеметодологические принципы информационного образования: принцип культурологического подхода, принцип системного подхода, принцип интегративности; принцип деятельностного подхода, принцип технологического подхода, принцип непрерывности. Реализация принципа деятельностного подхода означает, что курс «Основы информационной культуры личности» строится не с позиций библиотекаря, информационного работника, пытающегося объяснить школьнику, студенту, учителю как устроена библиотека, информационная служба или компьютер и посвятить его в тонкости библиотечно-библиографической, информационной, компьютерной технологии, а с позиций пользователя, потребителя информации, исходя из тех информационных задач, которые он должен решать в ходе своей учебной или профессиональной деятельности.
Сформулированные принципы были положены в основу разработанного комплекса учебных программ по основам информационной культуры, рассчитанных, соответственно, на учащихся общеобразовательных учебных заведений, учителей, студентов, аспирантов и соискателей ученых степеней вузов культуры и искусств. В состав каждой программы вошли следующие основные разделы: «Информационные ресурсы и информационная культура общества», «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения», «Аналитико-синтетическая переработка источников информации», «Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной или профессиональной (учебно-методической, научно-исследовательской) деятельности потребителей информации».
Эти разделы являются обязательными и составляют инвариантную часть курса. Она обеспечивает решение следующих задач: дать представление о вхождении мировой цивилизации в информационное общество, сформировать у обучаемых представление о сложности и многообразии существующих информационных ресурсов; вооружить их алгоритмами поиска и аналитико-синтетической переработки, извлечения и оценки информации, преобразования найденной информации и получения на этой основе новых данных; научить технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной, научно-исследовательской, профессиональной деятельности пользователя.
Вариативная, меняющаяся в зависимости от категории обучаемых часть курса «Основы информационной культуры личности» учитывает возраст, характер деятельности (учеба, работа), профиль и уровень подготовки, отраслевую специализацию, уровень информационной культуры, информационные потребности и другие факторы.
Это проявляется как в отборе содержания обучения, так и в отборе публикаций, включенных в списки рекомендованной для освоения курса литературы. Несмотря на то, что предлагаемые учебные программы носят строго профилированный характер (учащиеся общеобразовательной школы, студенты, учителя, преподаватели вузов), сфера их применения может быть расширена. Исходя из принципов деятельностного подхода и имея в качестве основы, «ядра» курса инвариантную часть, можно получить самые разнообразные варианты учебных программ по основам информационной культуры. Например, на основе программы для старшеклассников не составляет принципиальной сложности построить программу, рассчитанную на учащихся средних специальных заведений, а по аналогии с программой для студентов вузов культуры и искусств построить программы обучения для студентов технических, сельскохозяйственных, медицинских и других вузов. Таким же образом обстоит дело с программами, рассчитанными на преподавателей, исследователей, аспирантов, соискателей гуманитарного вуза.
Стремление обеспечить на практике не только понимание разработанной концепции формирования информационной культуры личности, но и ее претворение в жизнь обусловило выделение в составе настоящего издания двух частей: теоретической и учебно-методической. В первой части раскрываются теоретические основы формирования информационной культуры личности и, прежде всего, сущность концепции формирования информационной культуры личности. Разработка концепции стала возможной в результате упорядочения понятийно-терминологического аппарата в сфере информационной подготовки, выявления информационной природы кардинальных преобразований в современном образовании, понимания неразрывной связи качества образования с уровнем информационной культуры личности.
Вторая часть состоит из трех глав, содержащих учебные программы курса «Основы информационной культуры личности» для различных категорий обучаемых: учащихся общеобразовательных учебных заведений; учителей; студентов и аспирантов вузов культуры и искусств. Все три главы второй части объединены концепцией деятельностного подхода, прикладной направленностью, интегративностью содержания, обусловленного пониманием информационной культуры как целостного явления.
Еще по теме:
История мозаики
История мозаики восходит ко 2 пол. 4 тысячелетия до н. э. – времени, которым датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии: Урука, Ура, Эриду.
Мозаика составлялась из обожженных глиняных палочек-конусов длиной 8-10 ...
Мусульманское завоевание Индии
Начало исламизации Индии определяется 1000 годом, походом в Индию султана Махмуда . Завоеватели – турки ассимилировали чужую культуру. Индианизируясь, они сознательно не пытались изменить образ жизни и обычаи народа.
Индийское общество л ...
Вода – очищающее начало
В основе всех обрядов купальской ночи лежит почитание воды и солнца.
Иванов день заполнен ритуалами, связанными с водой, оттого он и называется чистоплотным. На заре этого дня принято купаться, такому купанию приписывается целебная сила ...