Становление информационного общества

Информация о культуре » Информационная культура в современном обществе » Становление информационного общества

Страница 1

информационное общество культура

Информационное общество - общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью. С этим термином приято связывать постиндустриальное состояние человеческой цивилизации. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Уменьшается доля физического труда и сокращается объем рутинного умственного труда. В результате растет значение творческой составляющей в любом виде профессиональной деятельности и осуществляется принцип «человеку - человеческое, машине – машинное». Движущей силой развития общества становится производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт становится более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости. Отличительной особенностью информационного общества ХХI века, по мнению специалистов, будет ориентация на использование знаний и сетевых технологий.

Идея информационного образования и повышения информационной культуры личности в настоящее время переросла национальные границы и приобрела глобальный характер, знаменующий вхождение человечества в информационное общество и общество знаний. В связи с этим особое значение приобретает целенаправленная работа по организации информационной подготовки граждан. Выполнение этой грандиозной задачи возлагается, прежде всего, на такие социальные институты, как образовательные учреждения и библиотеки. Их новая миссия предполагает профессиональную готовность как учителей, преподавателей, так и библиотекарей к деятельности по формированию информационной культуры личности.

Мы глубоко убеждены, что результативность этой деятельности возрастет, если энтузиазм отдельных инициативных педагогов, библиотекарей будет подкреплен наличием четких целей и ориентиров, опорой на научно обоснованные педагогические и информационные технологии, систему рациональных методов и средств информационной подготовки. Одним из таких средств может служить предлагаемая в данной книге концепция формирования информационной культуры личности и разработанный на ее основе комплекс учебных программ для различных категорий обучаемых: учащихся 1—11х классов общеобразовательной школы, учителей, студентов и аспирантов вузов культуры и искусств.

Впервые в отечественной практике содержание информационной подготовки различных категорий обучаемых определено с позиций системного и деятельностного подхода, с учетом их психофизиологических особенностей. Содержание информационной подготовки нашло отражение в разработанной универсальной модели формирования информационной культуры личности. В качестве такой модели выступает учебная программа курса «Основы информационной культуры личности», включающая четыре основных раздела: «Информационные ресурсы и информационная культура общества», «Основные типы информационнопоисковых задач и алгоритмы их решения», «Аналитикосинтетическая переработка источников информации», «Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной или профессиональной (учебнометодической, научноисследовательской) деятельности потребителей информации». Отличительной особенностью разработанной модели формирования информационной культуры личности является ее универсальность и возможность варьирования применительно к специфике различных категорий обучаемых, определяемой возрастом, ступенью образования, профилем учебного заведения или профессиональной деятельности.

К числу научных направлений, требующих своей глубокой проработки в целях обеспечения целостности и продуктивности формирования информационной культуры, на наш взгляд, следует отнести теорию чтения (применительно к различным видам текстов и формам их представления, в частности, электронным, экранным; теорию восприятия различных видов информации; теорию медиаобразования.

Отдельную проблему представляет как ограниченность информационных ресурсов, выступающих в качестве основных, важнейших средств обучения в курсе «Основы информационной культуры личности», так и дефицит учебнометодического обеспечения курса, в частности, методических разработок, отражающих операциональные, технологические знания в сфере работы с информацией, в частности, связанных с созданием разнообразных информационных продуктов.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Зимняя ветка
Робота над танцем «Зимняя ветка» («Winter-branch», музыка Ля Монте Йанг, сценография Роберта Раушенберга, 1960), Каннингхэм хотел изучить «все возможные способы падения на пол». Художнику он пояснил, что освищенние должно быть скорее ночн ...

Кризис души кризис творчества
В 1490-е Флоренция переживает политические и социальные потрясения - изгнание Медичи, кратковременное правление Савонаролы с его обличительными религиозно-мистическими проповедями, направленными против папского престижа и богатого флорент ...

Художественно-дизайнерская проработка
Средневековое искусство Дальнего Востока, как известно, насквозь метафорично и символично; ему свойственно желание увидеть не частное и конкретное в его собственной ценности, но осознать это конкретное как знак чего-то более значительного ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы