Становление информационного общества

Информация о культуре » Информационная культура в современном обществе » Становление информационного общества

Страница 1

информационное общество культура

Информационное общество - общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью. С этим термином приято связывать постиндустриальное состояние человеческой цивилизации. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Уменьшается доля физического труда и сокращается объем рутинного умственного труда. В результате растет значение творческой составляющей в любом виде профессиональной деятельности и осуществляется принцип «человеку - человеческое, машине – машинное». Движущей силой развития общества становится производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт становится более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости. Отличительной особенностью информационного общества ХХI века, по мнению специалистов, будет ориентация на использование знаний и сетевых технологий.

Идея информационного образования и повышения информационной культуры личности в настоящее время переросла национальные границы и приобрела глобальный характер, знаменующий вхождение человечества в информационное общество и общество знаний. В связи с этим особое значение приобретает целенаправленная работа по организации информационной подготовки граждан. Выполнение этой грандиозной задачи возлагается, прежде всего, на такие социальные институты, как образовательные учреждения и библиотеки. Их новая миссия предполагает профессиональную готовность как учителей, преподавателей, так и библиотекарей к деятельности по формированию информационной культуры личности.

Мы глубоко убеждены, что результативность этой деятельности возрастет, если энтузиазм отдельных инициативных педагогов, библиотекарей будет подкреплен наличием четких целей и ориентиров, опорой на научно обоснованные педагогические и информационные технологии, систему рациональных методов и средств информационной подготовки. Одним из таких средств может служить предлагаемая в данной книге концепция формирования информационной культуры личности и разработанный на ее основе комплекс учебных программ для различных категорий обучаемых: учащихся 1—11х классов общеобразовательной школы, учителей, студентов и аспирантов вузов культуры и искусств.

Впервые в отечественной практике содержание информационной подготовки различных категорий обучаемых определено с позиций системного и деятельностного подхода, с учетом их психофизиологических особенностей. Содержание информационной подготовки нашло отражение в разработанной универсальной модели формирования информационной культуры личности. В качестве такой модели выступает учебная программа курса «Основы информационной культуры личности», включающая четыре основных раздела: «Информационные ресурсы и информационная культура общества», «Основные типы информационнопоисковых задач и алгоритмы их решения», «Аналитикосинтетическая переработка источников информации», «Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной или профессиональной (учебнометодической, научноисследовательской) деятельности потребителей информации». Отличительной особенностью разработанной модели формирования информационной культуры личности является ее универсальность и возможность варьирования применительно к специфике различных категорий обучаемых, определяемой возрастом, ступенью образования, профилем учебного заведения или профессиональной деятельности.

К числу научных направлений, требующих своей глубокой проработки в целях обеспечения целостности и продуктивности формирования информационной культуры, на наш взгляд, следует отнести теорию чтения (применительно к различным видам текстов и формам их представления, в частности, электронным, экранным; теорию восприятия различных видов информации; теорию медиаобразования.

Отдельную проблему представляет как ограниченность информационных ресурсов, выступающих в качестве основных, важнейших средств обучения в курсе «Основы информационной культуры личности», так и дефицит учебнометодического обеспечения курса, в частности, методических разработок, отражающих операциональные, технологические знания в сфере работы с информацией, в частности, связанных с созданием разнообразных информационных продуктов.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Земледелие и скотоводство
Основным населением Древней Руси были земледельцы. Поселения деревенского типа изучены пока плохо, так как они не имели укреплений и многие из них были разрушены более поздними поселениями. Как правило, они располагались на высоких берега ...

Ионический ордер
Зародившись в Малой Азии, ионический ордер (рис 2) развивался в Греции. В ордере как бы объединились две школы — малоазиатская и аттическая. Образцом малоазиатской школы был храм Афины в Приене (320 год до н. э., архитектор Пифей), аттич ...

Пуританская идеология, этика и литература в среде переселенцев
В XVII в. в Англии возникло религиозное течение, сторонники которого стремились очистить англиканскую церковь от всевозможных наслоений. Это были пуритане. Пуританин - тот, кто строго придерживается аскетического образа жизни, нетерпим к ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы