Основные этапы развития культуры Древней Греции

Информация о культуре » Античная колыбель европейской культуры » Основные этапы развития культуры Древней Греции

Страница 1

В истории древнегреческой культуры обычно выделяют следующие этапы (периоды):

1) крито-микенский (III –II тыс. до н.э.)

2) гомеровский (XI – IX вв. до н.э.)

3) архаический (VIII – VI вв. до н.э.)

4) классический (V – IV вв. до н.э.)

5) эллинистический (IV – I вв. до н.э.)

Некоторые авторы, правда, отделяют первый и второй периоды от последующих, утверждая, что собственно древнегреческая культура начинается лишь с VIII в. до н.э.

Так или иначе, но древнейшие государства на территории современной Греции (да и всей Европы) появились на рубеже III –II тыс. до н.э. Сперва они возникли на о. Крит, где проживало негреческое население неизвестного происхождения (минойская цивилизация). Несколькими столетиями позднее на Балканском полуострове свои государства создали греки-ахейцы (ахейская цивилизация), которые в дальнейшем смогли взять под контроль и о. Крит, сильно пострадавший от извержения вулкана. Центрами государств минойцев и ахейцев были дворцы, из них самые известные – Кносс на Крите и Микены на Балканах. Дворцы являлись многофункциональными сооружениями, насчитывавшими 2 – 3 этажа, обширными по площади, благоустроенными. При раскопках в них были найдены прекрасные образцы фресковой живописи, вазописи, раскрашенных рельефов и ювелирных изделий. Искусство минойцев в целом кажется изящнее ахейского, критские дворцы в отличие от материковых лишены мощных крепостных стен и не так суровы на вид. Письменность минойцев («линейное письмо А») все еще не расшифрована, а вот ахейское «линейное письмо В» уже понятно ученым.

В XIII –XII вв. до н.э. государства ахейцев погибли, скорее всего, в результате нашествия северных племен, прежде всего, греков-дорийцев. XI – IX вв. до н.э. ученые называют темными веками греческой истории. Хотя именно в это время происходил переход из «бронзового века» в «железный век», культура в целом регрессировала: пришла в упадок городская жизнь, перестали строится дворцы, была забыта письменность, примитивизировалось искусство. Этот период еще именуют «гомеровским», поскольку многие его важные характеристики содержатся в поэмах «Илиада» и «Одиссея», которые традиция приписывает слепому поэту-сказителю Гомеру. Сам Гомер жил в VIII в. до н.э., а повествовать пытался о событиях еще XIII в. до н.э., о т.н. Троянской войне.

В архаический период (гр. аrchaikos - древний) греки развернули мощное колонизационное движение, расселяясь далеко за пределы Балканского полуострова и прилегающих островов. Столкновение с другими народами пробудили в них сознание собственного единства, что выразилось в появлении названий «эллины» и «Эллада». О высокой степени интегрированности греческого мира свидетельствовало и создание общего для всех эллинов пантеона во главе с богом-громовержцем Зевсом. В эпоху архаики сформировались те черты древнегреческого и в целом античного общества, которые будут сильно отличать его от других цивилизаций древности: полис как основная форма политической организации, демократия как форма правления, развитые частнособственнические и рыночные отношения, классическое рабство. В культурной жизни архаика ознаменовалась созданием алфавитного письма (путем переработка финикийской слоговой системы) и распространением грамотности; появлением архитектурных ордеров, монументальной скульптуры (каменной и бронзовой), театральных представлений (на базе культа бога Диониса), чернофигурной вазописи; возникновением философии – формы концептуального мышления, которое стремится открыть фундаментальные принципы и основы человеческого бытия. В архаический период жили философы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Пифагор. Тогда же прославились поэты – лирики Архилох, Анакреонт, Сапфо. В 776 г. до н.э. состоялись первые Олимпийские игры, с момента которых эллины повели свое летоисчисление.

V-IV вв. до н.э. считаются временем наивысшего расцвета древнегреческой культуры, порой ее классики. Большое значение имела победа, одержанная эллинами в целой серии войн с Персидской державой (500 – 449 гг. до н.э.). Она содействовала росту патриотических настроений, укреплению идеи культурного превосходства эллинов над чужеземными «варварами». Правда, в условиях новой, Пелопонесской, войны (431 – 404 гг. до н.э.), разделившей и опустошившей Грецию, начался кризис полисной системы, который привел в конце IV в. до н.э. к установлению в Греции македонского господства. На фоне этих бурных социально-политических процессов протекала деятельность величайших мастеров культуры. Скульпторы Фидий («Зев Олимпийский», «Афина Парфенос»), Мирон («Дискобол»), Поликлет («Копьеносец») создавали образы идеальной человеческой красоты. Авторы трагедий Эсхил («Прометей прикованный»), Софокл («Царь Эдип»), Еврипид («Медея») выводили истории людей, погибающих под ударами судьбы, людей, мучимых сильными страстями, и, вызывая в зрителях сострадание и страх, достигали катарсиса – очищения их душ. Комедиограф Аристофан («Мир», «Всадники») остроумно высмеивал противников демократии и поборников войны. «Отец истории» Геродот написал «Историю» греко-персидских войн, а другой историк, Фукидид, - «Историю Пелопонесской войны». Философ Сократ учил сомневаться в очевидных, казалось бы, вещах и обретать истину в споре. Его ученик Платон стал одним из величайших философов-идеалистов в истории человечества. А ученик Платона Аристотель прославился как крупнейший энциклопедист древности, занимавшийся одновременно философией, историей, математикой, физикой, ботаникой, медициной, политикой, теорией искусства. Вершиной древнегреческой архитектуры явился комплекс сооружений на Афинском Акрополе, включавший парадные ворота – Пропилеи, храм Ники Аптерас (Бескрылой Победы), храм Эрехтейон и главный храм Афин – Парфенон.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Расцвет художественной культуры и искусства
Эпоха Возрождения вызвала глубокие изменения во всех областях культуры – в философии, науке и искусстве. Одно из них состоит в том, что философия становится все более независимой от религии, перестает быть «служанкой богословия», хотя до ...

Этюд по картине: «Посещение царевной женского монастыря»
Зима 1912 года. К женскому монастырю подъезжает царская карета. Из нее выходит молодая царевна, няня, матушка и сестра. Царевна приостанавливается у входа в монастырь и медленно охватывает его взглядом снизу вверх. На какое-то мгновение ...

Социалистическая культура советского периода в системе типологии мировой и отечественной культуры
Феномен советской культуры занимает совершенно определенное место в системе исторической типологии мировой и отечественной культуры как один из наиболее значительных и вместе с тем сложных, противоречивых, драматических периодов в истории ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы