Дворцы Петербурга

Информация о культуре » Дворцы Петербурга

Страница 9

На «европейский манер» сквозь все центральное здание дворца, как в венецианских палаццо, проходили парадные сени. Торжественный вид вестибюлю придавали колонны тосканского ордера. В конце вестибюля — нарядная светлая лестница, украшенная лепниной, живописью, изразцами на окнах. На уровне второго этажа фасад здания опоясывала деревянная галерея. Через сени второго этажа можно было попасть в Большой зал, отделка которого поражала пышностью и великолепием. Большой зал не сохранился — еще во времена бытования во дворце кадетского корпуса этот зал переделали церковный, кроме того, сделали верхнюю площадку для еще одной лестницы.

Если на первом этаже размещались подсобные помещения и проживала прислуга, то семья А.Д. Меншиков и он сам жили на втором этаже. По существовавшим тогда правилам, дом делился на две половины — мужа и жены. Они объединялись общими парадными покоями, где супруги принимали гостей. Таких помещений во дворце было три — зал в центре и две приемные по сторонам.

Уже говорилось, что Меншиковский дворец отличался богатством внутренней отделки. Так, были использованы редкие тогда в России керамические плитки — плоские белые с синим рисунком, покрытые прозрачной глазурью. Парадный кабинет Меншикова называли Ореховой комнатой, ибо она была отделана ореховым деревом, а также небольшими панно из наборного ореха. Потолок кабинета украшал живописный плафон, написанный на холсте. К счастью, до наших дней отделка Ореховой комнаты, выполненная в 1716–1718 гг. дошла до наших дней практически без изменений. Комнаты на половине княгини были столь же роскошно украшены изразцами, тканями, деревом и обставлены дорогой разнообразной мебелью.

В XVIII в. в Санкт-Петербурге было возведено множество великолепных по своему внешнему и внутреннему убранству дворцов, принадлежавших самым значительным русским вельможам своего времени.

Один из них — трехэтажный дворец на Садовой улице, построенный в 1749–1757 гг. для канцлера М.И. Воронцова архитектором Ф.Б. Растрелли. Нарядному декору главного фасада в стиле барокко соответствует пышная отделка Большого зала и пятидесяти других парадных помещений дворца. Залы и комнаты дворца украшают лепнина, живописные плафоны и золоченая резьба. Дворец был окружен изящной чугунной решеткой. Позднее Воронцов продал свой дворец в государственную казну. При Павле I дворец стал местом пребывания Мальтийского ордена, а во дворе по проекту Д. Кваренги соорудили католическую капеллу. С 1810 г. во дворце размещался Пажеский корпус, а ныне там располагается Суворовское училище.

Для графа С.Г. Строганова в 1752–1754 гг. архитектор Ф.Б. Растрелли построил дворец на пересечении Невского проспекта и реки Мойки. Выполненный в стиле барокко, фасад Строгановского дворца украшен спаренными колоннами на уровне второго и третьего этажа, а простенки между окнами — медальонами с мужским профилем. Считается, что это портрет владельца дворца графа Строганова, но бытует и другое мнение — это портрет самого Растрелли. Внешнее убранство дворца дополняет пышная лепнина — львиные маски, кариатиды, раковины. В 1790-е гг. архитектор А. Воронихин провел работу по оформлению интерьеров каждого из пятидесяти дворцовых залов.

Построенные в елизаветинскую эпоху в стиле барокко дворцы графа П.И. Шувалова на Итальянской улице и графов Шереметевых на набережной Фонтанки принадлежат творчеству архитектора С.И. Чевакинского. Шуваловским дворцом позже владел А.А. Вяземский, при котором здание было частично перестроено и его фасады приобрели черты, характерные для архитектуры раннего классицизма. Ныне в нем находится дом санитарного просвещения. Шереметевский дворец, возведенный в 1750–1755 гг., получил еще одно название — Фонтанный дом. И здание дворца, и усадьба сохранились до наших дней. С 1990 г. во дворце располагается Музей театрального и музыкального искусства. В дворцовом флигеле с 1989 г. открыт музей А.А. Ахматовой, которая прожила здесь много лет.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Еще по теме:

Ренессансная культура в XV в.: основные черты и этапы развития
Культура Возрождения в Италии прошла несколько этапов развития. Их границы отмечены столетиями — XIV, XV, XVI вв. (по-итальянски Треченто, Кватроченто, Чинквеченто) и хронологическими рубежами внутри них. Этап раннего гуманизма завершился ...

Фреска
Фреска (от итал. affresco – свежий), аффреско – живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальц ...

Взаимосвязь физического, психологического действия. Основные части действия: оценка, пристройка, собственно действие
Материалом актерского искусства, является действие, оно составляет актерскую игру, ибо в действии объединяются в одно неразрывное целое мысль, чувство, воображение и физическое (телесное, внешнее) поведение актера-образа. Всякое действие, ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы