Захоронения и культы

Информация о культуре » Волосовская культура » Захоронения и культы

Страница 1

Умерших волосовцы хоронили около жилищ, иногда в жилищах. Большинство погребенных положены вытянуто на спине, реже на животе. На поздних этапах встречаются скорченные погребения, как бы повторяющие позу эмбриона. На позднем этапе выделяются могильники.

В Среднем Поволжье существовали разнообразные формы обряда, не связанные с захоронением в земле (в воде, на дереве и другие). Объяснение этому обряду следует искать в древних представлениях финно-угров о загробной жизни, о том, что душа после смерти могла бы беспрепятственно попасть в светлый мир.

Погребальный обряд включал в себя как собственно захоронение трупа, так и связанную с этим актом целую систему действий ритуального характера. Найдены остатки кострищ, сломанные орудий близ могил, кости животных на особых поминальных площадках и в своеобразных святилищах. Последние исследованы Д.А. Крайновым на трех Сахтышских памятниках (Тейковский район Ивановской области). Первое святилище обнаружено на стоянке Сахтыш 8 в 1977г. Это была слегка углубленная в землю постройка прямоугольной формы площадью не менее 45-50 кв.м. Внутри ее, по центру, находилась овальная яма длиной около 3м, шириной -1,2м и глубиной 1м. В древности яма была перекрыта деревянным настилом, на котором к моменту его обрушения располагались жженые птичьи кости и остатки сильно истлевшего черепа медведя. На дне ямы в специальном углублении лежало скопление мелких отщепов и чешуек из желтого кремня. Аналогичный склад отщепов прослежен и у края ямы в пределах постройки. Второе святилище раскопано в 1979г. на стоянке Сахтыш 2 [4, c. 79-86]. Его наземная часть представляла собой углубленную в грунт на полметра узкую прямоугольную постройку типа шалаша, сгоревшую в древности, а подземная - глубокую( до 1м) яму, перекрытую деревянным настилом. Максимальная длина ямы составляла 3, 55 м, ширина - не более 1,15м. Стенки ее были облицованы тесом. На дне, на специальной подушке из песка и глины располагалась своеобразная деревянная конструкция из плоских реек, скрепленных лучиной. Длина конструкции составляла около 2 м, ширина - 0,5 м . ( Не исключено, что эта конструкция, названная Д.А. Крайновым “гробовищем”, всего лишь остатки рухнувших в яму продольных бревен настила, которые под воздействием колебания грунтовых вод расслоились в лучину). У края ямы, на уровне древней дневной поверхности обнаружено овальное пятно охры, в котором расчищен раздавленный сосуд. Рядом с сосудом, в основании охристого пятна находились часть скелета бобра и клад орудий. Третье святилище исследовано в 1990г. на стоянке Сахтыш 2 А, оно также как и два предыдущих состояло из двух частей. Строение имело в плане правильный пятиугольник со стороной 5 м. В яме найдены кости медведя, лося, бобра и куницы. Под ними находился неполный развал сосуда. Под развалом сосуда обнаружена уникальная находка-маска. Она изготовлена из цельного куска рога лося и представляет собой неполное изображение лица взрослого человека в натуральную величину. На ее внешней поверхности тщательно проработаны основные детали анатомии лица - лобные бугры, брови и объемные очертания носа. Внутренняя поверхность маски обработана более грубо, но этого оказалось достаточно, чтобы ее можно было безболезненно надевать на лицо. Крепление маски на голове осуществлялось с помощью простых шнурков, которые провздевались в четыре просверленных по краям налобника отверстия и завязывались на затылке. Непосредственно под маской находились куски углей и древесный тлен, - очевидно, остатки подноса или короба для ее хранения.

Четвертое “святилище” обнаружено также на стоянке Сахтыш IIA в 1991 г., но от него дошли только остатки ямы глубиной около 1 м. Каких-либо четких следов наземной постройки над ней не прослежено, но о ее существовании в древности косвенно говорит крупный валун, специально положенный у южного края ямы в качестве крепежной подпорки. Яма имела почти квадратную в плане форму (1,75 х1,48 м), с юго-западной стороны к ней примыкал коридорообразный вход с полого спускающимся полом длиной 0,9 м и шириной 0,5-0,65 м. По углам ямы и на торце входа обнаружены остатки вертикальных столбов, на которых, очевидно, держалось крепление стенок ямы и ее перекрытие. Находки, которые предположительно можно связать с ритуальным использованием ямы, представлены крупными обломками сводов двух черепов - взрослого человека и ребенка, а также скульптурной подвеской из кости в виде головки птицы.

Вне Сахтышских поселений “святилища” известны нам еще на двух памятниках. Одно из них раскопано И.К. Цветковой на стоянке Володары в 1946 г. От него сохранилась только яма. Она имела подпрямоугольную форму размерами 260х70-80 см, глубина составляла 1,1 м от современной поверхности. По длинной оси яма была ориентирована с ССВ на ЮЮЗ. На дне ее компактными кучками лежали кремневые отщепы и осколки, множество чешуек, сработанные нуклеусы и орудия. Первоначально яма была определена И.К. Цветковой как производственный объект по изготовлению кремневых орудий. Позднее эту трактовку исследовательница поставила под сомнение, но какой-либо новой, вразумительной интерпретации функционального назначения ямы не дала, отметив лишь факт сходства находок из ямы с вещами из кладов.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Культура и природа. Экология и экологическая культура
В рез преобраз есиесивен прорид среды, чел возвёл искусствен среду своего обитания. Это вторая, созданная чел природа – культура. Чел осваивал природу не только на материально-практич, но и дух-теоритич уровнях. В рез-те возникл такие явл ...

Плоскорельефная резьба по дереву
Плоскорельефная резьба по дереву - один из наиболее распространенных видов резьбы. Относительно неглубокий рельеф (5-20 мм) сохраняет одинаковую высоту при равной глубине основного фона. Основные мотивы плоскорельефной резьбы — растительн ...

Цвет
«Только начав работать с цветом, я понял ностальгию моего учителя П. С. Когана по ч/б пленке – отсутствие цвета само по себе придает картинке на экране внебытовое «звучание», перебрасывает ее в художественную систему». Действие закона цв ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы