Волосовская культура

Информация о культуре » Волосовская культура

Примерно в 4 тыс. до н.э. на территории Восточной Европы распространяется энеолит, его другое название - медный век.

Медный век в соответствии с принципами системы трех веков означает период, когда медь была главным материалом для основных орудий и оружия человека. Выделение этого периода встречает определенные трудности, т.к. медь поначалу встречается довольно редко, и рано начинаются эксперименты по получению сплавов. Более удачными являются термины «энеолит» или «халколит», предполагающие использование как меди, так и камня, который применяется наряду с бронзой и в более поздний период. В Европе энеолит соответствует крупным передвижениям племен кубков и шнуровой керамики, а возможно, появлению индоевропейских языков.

Медь была одним из первых металлов, применявшихся человеком, поскольку она, как и золото, встречается в природе в чистом виде и не требует плавки. Позже извлекалась из различных руд, карбонатных (малахит), оксидных и сульфидных. Форму меди можно было придать простой ковкой, которой попутно увеличивали твердость изделия. Довольно скоро были реализованы возможности литья. Первоначально использовались открытые формы, так как в закрытой трудно получить нерастрескавшуюся отливку.

Главное содержание прогресса в энеолите — изобретение металлургии, дальнейшее расселение человечества и распространение производящего хозяйства. Но это не значит, что земледелие составляло единственное занятие энеолитических племен. К энеолиту относят и ряд скотоводческих и даже охотничье-рыболовецких культур. В эпоху энеолита был изобретен гончарный круг, а это означало, что человечество подошло к порогу классообразования.

Ярким феноменом энеолита на территории Восточной Европы является волосовская культура. Исследователи относят ее к позднему неолиту- энеолиту лесной полосы. Проблематичным является вопрос о ее происхождении: некоторые исследователи ведут ее от местного финно-угорского населения, доказывая это их общими чертами в материальной культуре; другие устанавливают ее связь с Восточно-прибалтийским регионом. Несомненно то, что культура заняла обширную территорию и по своему хозяйственному укладу было традиционным - присваивающим.

Задача этого реферата - описание происхождения, занимаемой территории, материальной и духовной жизни носителей волосовской культуры.

Волосовская культура - это энеолитическая культура (3- нач.2 тысячелетия до н.э.), расположенная на территории центральной России и Поволжья, на обширной территории Волжско-Окского междуречья, Верхней Волги и Прикамья.. Время существования- 2200- 1500гг. до нашей эры., хотя есть и версии углубления ранней даты на несколько веков. Во 2-м тысячелетии до н.э. волосовская культура распространилась далеко на север[6, c. 78-80] . Волосовские древности были открыты во второй половине XIX в. А.С. Уваровым, сама культура выделена В.А. Городцовым. Название получила по стоянке у села Волосово, близ города Навашино Нижегородской области в месте слияния Оки и р. Велетьма. Предполагается, что волосовцы говорили на языке финно-угорской группы, но антропологически и этногенетически в полиэтносе волосовцев просматриваются элементы праславян и балтов. Многие исследователи приводят истоки волосовской культуры на северо-запад, на территорию Восточной Прибалтики[5, c.34-36]. Приводятся следующие доводы в пользу этой гипотезы. Во-первых, на ряде опорных памятников Верхнего Поволжья и Волго-Клязьминского междуречья в смешанных горизонтах первой четверти 3 тыс. до н.э. с позднельяловской и протоволосовской керамикой встречены обломки посуды восточно-прибалтийского типа. Они немногочисленны, но достаточно своеобразны, в тесте - примесь раковины. Часть посуды орнаментирована зональными гребенчатыми и гребенчато-ямочными узорами, ближайшие, а порой и тождественные аналогии которых фиксируются среди средненеолитической восточно-прибалтийской посуды. Налицо становление новой керамической традиции, занесенной извне, которая в будущем здесь будет господствующей на протяжении чуть более одной тысячи лет [3, c. 145-146]. В волосовской и родственных ей культурах широко распространяются скульптурные изображения из кости, и среди них - миниатюрные объемные скульптурки-подвески реалистически выполненных птичьих головок или плоские профильные изображения птиц. Кроме того, позже встречаются анфасные (Ф-образные) изображения человека, связанные с культом предков. И, наконец, ранним этапом культуры датируется уникальная маска «шамана» с Сахтыша - 2 II, вырезанная из основания рога лося, чему аналогичны более поздние находки масок-подвесок на востоке Литвы. Все эти образы ни в верхневолжской, ни в льяловской культурах неизвестны. Но они известны на территории современной Балтии. Но в отличие от поздненеолитических восточно-прибалтийских культур с пористой керамикой, в волосовской культуре появляется и миниатюрная скульптура из кремня. Использование кремня как материала для создания скульптур - изобретение волосовцев. Неоспоримым свидетельством формирования волосовской культуры при участии восточно-прибалтийского компонента являются янтарные украшения[2, c. 45-47]. Многолетние исследования нео- и энеолитических могильников на Сахтышских многослойных стоянках позволили частично изучить антропологию и восстановить внешний облик некоторых групп их обитателей. Оказалось, что среди ранних льяловцев доминировали низкорослые представители, характеризующиеся монголоидными чертами в строении черепа. Наоборот, черепа ранних волосовцев имеют другой бланк данных. Они в массе своей европеоидные, с четко выраженной мезокранией, и сходны с черепами ряда поздненеолитических захоронений стран Балтии, которые, судя по радиоуглеродным датировкам, несколько древнее сахтышских. То есть, «волосовский» антропологический тип сформировался раньше, чем сформировалась сама культура. И на другой территории[4, c. 87-90].

Существует также идея о приходе волосовцев из бассейна р. Камы. Наблюдаются общие черты в домостроительстве и керамическом производстве ( остродонная посуда, украшенная гребенчатым орнаментом).

В составе волосовцев были преимущественно поздненеолитические племена охотников и рыболовов Восточной Европы. Развитие волосовской культуры начинается в позднем неолите, в результате взаимодействия верхневолжской культуры с культурой ямочно-гребенчатой керамики.

Еще по теме:

Резьба в декоре предметов быта
В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалась культура декорирования бытовых предметов, в которых сохранялись технологические приемы и характер домовой резьбы. Ткацкие станки, сани, деревянная посуда, прялки и другие бытовые пре ...

Жизнь художника
Франсиско Сурбаран (1598—1664), родился в крестьянской семье, по другой версии — небогатого торговца, в небольшом селении Фуэнте-де-Кантос в провинции Бадахос. Рассказ о необычайно яркой, замеченной современниками одаренности маленького Ф ...

Особенности театрализованного представления на документально-публицистическом материале
В нашей жизни происходит множество событий, которые вызывают праздничное настроение. В праздничный день нам хочется послушать и посмотреть выступления артистов, музыкантов, принять участие в шуточных соревнованиях, пообщаться с интересным ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы