Волосовская культура

Информация о культуре » Волосовская культура

Примерно в 4 тыс. до н.э. на территории Восточной Европы распространяется энеолит, его другое название - медный век.

Медный век в соответствии с принципами системы трех веков означает период, когда медь была главным материалом для основных орудий и оружия человека. Выделение этого периода встречает определенные трудности, т.к. медь поначалу встречается довольно редко, и рано начинаются эксперименты по получению сплавов. Более удачными являются термины «энеолит» или «халколит», предполагающие использование как меди, так и камня, который применяется наряду с бронзой и в более поздний период. В Европе энеолит соответствует крупным передвижениям племен кубков и шнуровой керамики, а возможно, появлению индоевропейских языков.

Медь была одним из первых металлов, применявшихся человеком, поскольку она, как и золото, встречается в природе в чистом виде и не требует плавки. Позже извлекалась из различных руд, карбонатных (малахит), оксидных и сульфидных. Форму меди можно было придать простой ковкой, которой попутно увеличивали твердость изделия. Довольно скоро были реализованы возможности литья. Первоначально использовались открытые формы, так как в закрытой трудно получить нерастрескавшуюся отливку.

Главное содержание прогресса в энеолите — изобретение металлургии, дальнейшее расселение человечества и распространение производящего хозяйства. Но это не значит, что земледелие составляло единственное занятие энеолитических племен. К энеолиту относят и ряд скотоводческих и даже охотничье-рыболовецких культур. В эпоху энеолита был изобретен гончарный круг, а это означало, что человечество подошло к порогу классообразования.

Ярким феноменом энеолита на территории Восточной Европы является волосовская культура. Исследователи относят ее к позднему неолиту- энеолиту лесной полосы. Проблематичным является вопрос о ее происхождении: некоторые исследователи ведут ее от местного финно-угорского населения, доказывая это их общими чертами в материальной культуре; другие устанавливают ее связь с Восточно-прибалтийским регионом. Несомненно то, что культура заняла обширную территорию и по своему хозяйственному укладу было традиционным - присваивающим.

Задача этого реферата - описание происхождения, занимаемой территории, материальной и духовной жизни носителей волосовской культуры.

Волосовская культура - это энеолитическая культура (3- нач.2 тысячелетия до н.э.), расположенная на территории центральной России и Поволжья, на обширной территории Волжско-Окского междуречья, Верхней Волги и Прикамья.. Время существования- 2200- 1500гг. до нашей эры., хотя есть и версии углубления ранней даты на несколько веков. Во 2-м тысячелетии до н.э. волосовская культура распространилась далеко на север[6, c. 78-80] . Волосовские древности были открыты во второй половине XIX в. А.С. Уваровым, сама культура выделена В.А. Городцовым. Название получила по стоянке у села Волосово, близ города Навашино Нижегородской области в месте слияния Оки и р. Велетьма. Предполагается, что волосовцы говорили на языке финно-угорской группы, но антропологически и этногенетически в полиэтносе волосовцев просматриваются элементы праславян и балтов. Многие исследователи приводят истоки волосовской культуры на северо-запад, на территорию Восточной Прибалтики[5, c.34-36]. Приводятся следующие доводы в пользу этой гипотезы. Во-первых, на ряде опорных памятников Верхнего Поволжья и Волго-Клязьминского междуречья в смешанных горизонтах первой четверти 3 тыс. до н.э. с позднельяловской и протоволосовской керамикой встречены обломки посуды восточно-прибалтийского типа. Они немногочисленны, но достаточно своеобразны, в тесте - примесь раковины. Часть посуды орнаментирована зональными гребенчатыми и гребенчато-ямочными узорами, ближайшие, а порой и тождественные аналогии которых фиксируются среди средненеолитической восточно-прибалтийской посуды. Налицо становление новой керамической традиции, занесенной извне, которая в будущем здесь будет господствующей на протяжении чуть более одной тысячи лет [3, c. 145-146]. В волосовской и родственных ей культурах широко распространяются скульптурные изображения из кости, и среди них - миниатюрные объемные скульптурки-подвески реалистически выполненных птичьих головок или плоские профильные изображения птиц. Кроме того, позже встречаются анфасные (Ф-образные) изображения человека, связанные с культом предков. И, наконец, ранним этапом культуры датируется уникальная маска «шамана» с Сахтыша - 2 II, вырезанная из основания рога лося, чему аналогичны более поздние находки масок-подвесок на востоке Литвы. Все эти образы ни в верхневолжской, ни в льяловской культурах неизвестны. Но они известны на территории современной Балтии. Но в отличие от поздненеолитических восточно-прибалтийских культур с пористой керамикой, в волосовской культуре появляется и миниатюрная скульптура из кремня. Использование кремня как материала для создания скульптур - изобретение волосовцев. Неоспоримым свидетельством формирования волосовской культуры при участии восточно-прибалтийского компонента являются янтарные украшения[2, c. 45-47]. Многолетние исследования нео- и энеолитических могильников на Сахтышских многослойных стоянках позволили частично изучить антропологию и восстановить внешний облик некоторых групп их обитателей. Оказалось, что среди ранних льяловцев доминировали низкорослые представители, характеризующиеся монголоидными чертами в строении черепа. Наоборот, черепа ранних волосовцев имеют другой бланк данных. Они в массе своей европеоидные, с четко выраженной мезокранией, и сходны с черепами ряда поздненеолитических захоронений стран Балтии, которые, судя по радиоуглеродным датировкам, несколько древнее сахтышских. То есть, «волосовский» антропологический тип сформировался раньше, чем сформировалась сама культура. И на другой территории[4, c. 87-90].

Существует также идея о приходе волосовцев из бассейна р. Камы. Наблюдаются общие черты в домостроительстве и керамическом производстве ( остродонная посуда, украшенная гребенчатым орнаментом).

В составе волосовцев были преимущественно поздненеолитические племена охотников и рыболовов Восточной Европы. Развитие волосовской культуры начинается в позднем неолите, в результате взаимодействия верхневолжской культуры с культурой ямочно-гребенчатой керамики.

Еще по теме:

Человек как биологическое, социальное и культурное существо
Социальная структура человека, как и любая структура общественных явлений повседневной жизни, конечно, предполагает систематизацию наших представлений о наиболее важных свойствах изучаемого объекта. Понимая человека как социоприродное сущ ...

Экологичность проекта
Технология плазменной резки является прогрессивной, т.к. снижает трудоемкость производства при минимальной численности производственного персонала, решает социальные вопросы, освобождая человека от вредных условий труда и уменьшая долю ру ...

Музыкальная культура астраханских татар
В процессе исторического развития, в котором активное влияние оказали средневолжские татары, у астраханских татар сложились свои закономерности в музыкальном фольклоре. Так вокальный пласт испытал наибольшее влияние, хотя и сохранил такой ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы