Керамика

Информация о культуре » Волосовская культура » Керамика

Для керамики ранних этапов характерна примесь толченой раковины в глине, полуяйцевидная и котловидная с округлым дном форма сосуда. На поздних этапах появляются сосуды горшковидного типа с плоским дном и растительной примесью. Орнамент на сосуды наносился различными гребенчатыми штампами, есть отпечатки шнура, намотанного на палочку, различные ямочки. Наиболее массовым элементом орнамента, который использовали волосовские гончары, был гребенчатый. Примерно в четверти случаях на волосовских сосудах сохраняются и неорнаментированные участки поверхности. Отличительными чертами волосовской керамики было примерно равное использование округлых и овальных ямочных вдавлений, применение как прямоугольных, так и овальных гребенчатых и иных штампов длиной 11-30 мм и шириной от 1-6 мм с поперечными или симметричными зубцами. Примерно пятая часть волосовских сосудов имеет орнамент и на внутренней поверхности или по верхнему краю внешней поверхности. 2/3 сосудов несут орнамент по торцу венчика, наиболее широко эта традиция была распространена в Центральном районе и Московско - Клязьминском междуречье.

Орнаментальные традиции у носителей волосовской культуры в разных районах имели свои особенности. В частности, ямочный элемент орнамента чаще всего использовался гончарами Центрального района, ямчатый элемент - гончарами Московско - Клязьминского междуречья и, несколько реже, гончарами Восточного района и бассейна Нижней Оки. Гребенчатый элемент использовался везде, но наиболее широко он представлен на сосудах Западного района, а менее всего - на керамике бассейна Средней Оки. Гладкий элемент орнамента чаще применяли гончары Средней и Нижней Оки и Западного района. Рамчатый штамп преобладал на сосудах Московско - Клязьминского междуречья и Восточного района. Отпечатки веревочного штампа массово использовались только гончарами бассейна Средней Оки. На керамике выявлено 28 вариантов сложных объединяющихся мотивов. На керамике памятников Нижней и средней Оки и Восточного района они были наиболее разнообразны. Сложные пересекающиеся мотивы представлены только 10 вариантами, и использовались гончарами волосовской культуры достаточно редко. В количественном отношении простые образы преобладают над сложными.

Еще по теме:

Музейные технологии: специфика их использования в условиях музея в библиотеке
Технология — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов производства.[48] В классификацию музейных технологий входят: - Организация музейного фонда и е ...

Софистика в определениях культуры
Основная трагедия в решении этой задачи состоит в том, что абсолютное большинство теоретиков не рассматривает проблему культуры с разумно-теоретических позиций, т.е. диалектически. Оно продолжает мыслить в духе примитивной "диалектик ...

Деревянное зодчество
В Древней Руси дерево было наиболее широко применяемым материалом. На протяжении столетий мастера познавали секреты работы с деревом и передавали их из поколения в поколение возводя подчас настоящие шедевры деревянного зодчества. Вследств ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы