Без малого два с половиной столетия стоит на изломе набережной реки Мойки знаменитый Юсуповский дворец. Первоначально на этом месте располагался двухэтажный каменный дворец П.И. Шувалова — блестящего царедворца елизаветинской поры. С 1795 г. дворец принадлежал графине А.В. Браницкой и ее дочерям. В марте 1830 г. дворец выкупил князь Н.Б. Юсупов, один из богатейших и образованнейших людей Европы. Дом предназначался для жены князя и его сына Б.Н. Юсупова.
По распоряжению Юсуповых архитектор А.А. Михайлов-второй осуществил реконструкцию дворца, во многом сохранив габариты старого здания с центральным шестиколонным портиком тосканского ордера. Одновременно были надстроены до третьего этажа боковые крылья. В результате фасад здания приобрел монументальный классический облик, дошедший до наших дней. Рядом архитектор возвел новый трехэтажный корпус с большим Белоконным залом. Этот корпус сомкнулся с основным зданием. В результате образовалась анфилада из шести больших парадных залов, оформленная в декоративной манере русского ампира. В 1832–1834 гг. Михайлов пристроил к дворцу еще один корпус, где находились пять залов для размещения семейного собрания художественных произведений и домашний театр.
В создании интерьеров Юсуповского дворца принимали участие многие русские и зарубежные мастера: А. Травин, П. и Т. Дылевы, М. Кропотов, А. Галанин, К. Кузнецов, А. Виги, Б. Медичи, Ф. Торичелли, В. Мадерни, А. Трискорни, Я. Фратини и другие. Залы парадной анфилады бельэтажа и сегодня поражают воображение узорчатыми шелками, изысканной лепкой, благородными мраморами. Продолжают анфиладу Синяя и Красная гостиные, каждая из которых имеет неповторимое своеобразие. Благородством и элегантностью отличается убранство Танцевального зала. Но самым ослепительным стал Белоколонный зал, чей потолок покрыт изящной живописью, а стены охватывает колоннада коринфского ордера.
В 1840-е гг. швейцарский архитектор Б. Симон создал во в дворце зимний сад (не сохранился) и Гобеленовую гостиную, чьи стены были покрыты уникальными гобеленами, изготовленные в XVII — начале XVIII вв.
Новая серьезная перестройка дворца произошла в 1860 гг., когда им владел князь Н.Б. Юсупов-младший. По проекту архитектора И.А. Монигетти был заново оформлен нижний вестибюль, создана мраморная лестница из каррарского мрамора, стены вестибюля покрыл пышный лепной декор. Монтигетти создал и экзотическую Восточную гостиную, стены который были расписаны арабесковой вязью по золоченому фону, восьмигранная чаша бассейна украшена резным восточным орнаментом, а камин был отделан ониксом. Заново были отделаны несколько комнат на половине князя Юсупова, получивших название Зал Генриха II, Турецкий кабинет, Буфетная, Музыкальная, Кариатическая. На половине княгини появился Помпейский коридор, Персидская комната, вновь отделаны будуар и гостиная. Во дворце появились резные камины из мрамора, оникса и малахита, гарнитуры роскошной мебели. Значительной переделке был подвергнут интерьер театра.
В 1890-е гг. велась очередная реставрация дворца, охватившая весь комплекс помещений, велась под руководством архитектора А.А. Степанова. Тогда на месте зимнего сада была устроена Дубовая столовая, отделанная резными панелями из резного дуба, вновь дополнен и изменен интерьер домашнего театра, причем архитекторы использовал значительные элементы стиля рококо.
В 1911–1916 гг., когда владельцем дворца стал князь Ф.Ф. Юсупов граф Сумароков-Эльстон и его супруга Ирина Александровна, произошла последняя значительная переделка внутренних дворцовых помещений. Архитекторы А.П. Вайтенс и А.Я. Белобородов в стиле неоклассицизма оформили личные покои молодых хозяев. Художники В. Конашевич, Н. Тырса и С. Чехонин работали над декоративном оформлением комнат, в частности, Серебряного будуара княгини, но события 1917 г. прервала их труды.
Еще по теме:
Многообразие подходов к определению культуры. Понятие культуры
В культурологии сущ разные подходы к определению культуры. В связи с этим сформир разные концепции культуры: 1. Антропологическая считает, что культ присуща не только людям, но и животным.; 2. Аксиологическая – совокуп матер и дух ценност ...
Мерс Каннингхэм
Ранний интерес к разным видам танца: бальному, народному, чечетке и степа привел Мерса Каннингхэма в 1937 году в Школу искусств. Здесь бывшая танцовщица труппы Марты Грэхем, Бонни Берд обучала его по системе Грэхем. Одновременно он увлека ...
Выразительные средства в фильме «Пассажир поезда №12»
В анализируемой киноленте режиссер использует достаточно много выразительных средств, которые придают ей экспрессию и выразительность.
Наиболее распространена в «Пассажире поезда №12» визуальная (видео) метафора.
Особое место занимает ...