Дворцы Петербурга

Информация о культуре » Дворцы Петербурга

Страница 11

Без малого два с половиной столетия стоит на изломе набережной реки Мойки знаменитый Юсуповский дворец. Первоначально на этом месте располагался двухэтажный каменный дворец П.И. Шувалова — блестящего царедворца елизаветинской поры. С 1795 г. дворец принадлежал графине А.В. Браницкой и ее дочерям. В марте 1830 г. дворец выкупил князь Н.Б. Юсупов, один из богатейших и образованнейших людей Европы. Дом предназначался для жены князя и его сына Б.Н. Юсупова.

По распоряжению Юсуповых архитектор А.А. Михайлов-второй осуществил реконструкцию дворца, во многом сохранив габариты старого здания с центральным шестиколонным портиком тосканского ордера. Одновременно были надстроены до третьего этажа боковые крылья. В результате фасад здания приобрел монументальный классический облик, дошедший до наших дней. Рядом архитектор возвел новый трехэтажный корпус с большим Белоконным залом. Этот корпус сомкнулся с основным зданием. В результате образовалась анфилада из шести больших парадных залов, оформленная в декоративной манере русского ампира. В 1832–1834 гг. Михайлов пристроил к дворцу еще один корпус, где находились пять залов для размещения семейного собрания художественных произведений и домашний театр.

В создании интерьеров Юсуповского дворца принимали участие многие русские и зарубежные мастера: А. Травин, П. и Т. Дылевы, М. Кропотов, А. Галанин, К. Кузнецов, А. Виги, Б. Медичи, Ф. Торичелли, В. Мадерни, А. Трискорни, Я. Фратини и другие. Залы парадной анфилады бельэтажа и сегодня поражают воображение узорчатыми шелками, изысканной лепкой, благородными мраморами. Продолжают анфиладу Синяя и Красная гостиные, каждая из которых имеет неповторимое своеобразие. Благородством и элегантностью отличается убранство Танцевального зала. Но самым ослепительным стал Белоколонный зал, чей потолок покрыт изящной живописью, а стены охватывает колоннада коринфского ордера.

В 1840-е гг. швейцарский архитектор Б. Симон создал во в дворце зимний сад (не сохранился) и Гобеленовую гостиную, чьи стены были покрыты уникальными гобеленами, изготовленные в XVII — начале XVIII вв.

Новая серьезная перестройка дворца произошла в 1860 гг., когда им владел князь Н.Б. Юсупов-младший. По проекту архитектора И.А. Монигетти был заново оформлен нижний вестибюль, создана мраморная лестница из каррарского мрамора, стены вестибюля покрыл пышный лепной декор. Монтигетти создал и экзотическую Восточную гостиную, стены который были расписаны арабесковой вязью по золоченому фону, восьмигранная чаша бассейна украшена резным восточным орнаментом, а камин был отделан ониксом. Заново были отделаны несколько комнат на половине князя Юсупова, получивших название Зал Генриха II, Турецкий кабинет, Буфетная, Музыкальная, Кариатическая. На половине княгини появился Помпейский коридор, Персидская комната, вновь отделаны будуар и гостиная. Во дворце появились резные камины из мрамора, оникса и малахита, гарнитуры роскошной мебели. Значительной переделке был подвергнут интерьер театра.

В 1890-е гг. велась очередная реставрация дворца, охватившая весь комплекс помещений, велась под руководством архитектора А.А. Степанова. Тогда на месте зимнего сада была устроена Дубовая столовая, отделанная резными панелями из резного дуба, вновь дополнен и изменен интерьер домашнего театра, причем архитекторы использовал значительные элементы стиля рококо.

В 1911–1916 гг., когда владельцем дворца стал князь Ф.Ф. Юсупов граф Сумароков-Эльстон и его супруга Ирина Александровна, произошла последняя значительная переделка внутренних дворцовых помещений. Архитекторы А.П. Вайтенс и А.Я. Белобородов в стиле неоклассицизма оформили личные покои молодых хозяев. Художники В. Конашевич, Н. Тырса и С. Чехонин работали над декоративном оформлением комнат, в частности, Серебряного будуара княгини, но события 1917 г. прервала их труды.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12

Еще по теме:

Философия и искусство
Отличие философии от искусства заключается в том, что философия есть область теоретического, а искусство – художественного мышления. Философ мыслит абстракциями, поэт – художественными образами. Первый доказывает и объясняет, второй показ ...

Лиможская эмаль в Эрмитаже
Лиможские расписные эмали - одна из самых ярких страниц в истории французского прикладного искусства эпохи Возрождения. В Эрмитаже хранится более 150 образцов лиможских расписных эмалей. Первые образцы появились в Эрмитаже до середины XIX ...

Механизмы художественного диалога в театре
В данном разделе мы рассмотрим основные психологические аспекты театрального искусства. Средствами современной психологии мы постараемся описать, показать и проанализировать, что происходит в душах людей по ту и по эту стороны рампы в ход ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы