Композиторы и современность

Информация о культуре » Художественная самодеятельность как фактор приобщения членов коллектива к художественно-эстетическим ценностям » Композиторы и современность

Страница 8

А.С. Макаренко в своих работах отмечал, что «жизнь коллектива должна быть наполнена радостью, не радостью простого развлечения и удовлетворения сейчас, немедленно, а радостью трудовых напряжений и успехов завтрашнего дня» (117, с.78.). На следующих репетициях мы продолжали разучивать несложные по музыкальному материалу, но интересные для участников хора произведения. Этот педагогический прием позволил нам: избежать излишнего академизма и сохранить привлекательность занятий; в сжатые сроки подготовить концертную программу; удовлетворить творческие запросы части хора; осуществить пополнение творческого коллектива (на занятия пришли мужчины); за счет мужских голосов расширить репертуар хора.

Особо важным для нас было выявление лидеров в хоровом коллективе. В этот период создания хора нам необходимы были участники, обладающие навыками лидерства. Мы согласны с мнением Б.Д. Парыгина, который указывал на то, что «стремление к самовыражению является одним из важнейших проявлений и одновременно показателем тенденции персонификации личности» (142, с.73.). В результате наблюдений мы выявили группу, которая по своим данным заметно выделялась из общего состава. Эти участники коллектива быстрее и качественнее всех запоминали свои партии и вполне заслуженно выдвинулись в число лидеров хора. Природные и приобретенные ранее музыкальные навыки выдвинули большинство неформальных лидеров коллектива в солисты (Гр. Кононенко, Л. Гусельникова, Л. Аввакумова, Л. Петрова, А. Курлыгин, С. Русинов и др.). Своей творческой активностью лидеры помогали руководителю в создании художественного коллектива.

Очередной задачей стоящей перед коллективом было приобретение навыков основных приемов в хоровом пении. В работе хора первостепенной задачей являлось развитие навыков совместного пения. На этом этапе предусматривалась работа по изучению и формированию некоторых приемов вокальной техники: разнообразные вокально-хоровые упражнения; комплекс дыхательных упражнений;

В результате такой экспериментальной работе хор учился азам профессионализма, стремился петь на «опоре», появилось более мощное звучание коллектива. Расширился диапазон хоровых партий, появилась более устойчивая интонация, гибкая фразировка. В упражнениях, а в дальнейшем и в произведениях, стали появляться подвижные нюансы (cressеndo и diminuendo). Участники осваивали музыкальную терминологию (forte, mezzoforte, высокая и низкая позиции и т. д).

В любом творческом коллективе учебная и творческая деятельность взаимосвязаны. В ходе эксперимента репертуар коллектива пополнился более сложными по творческим задачам произведениями, при исполнении которых применялись освоенные участниками профессиональные штрихи и нюансы (р.н.п. в обр. Н. Кутузова «Мне не спится, ноченька», «Купил Ванька себе косу», «Доброта», В. Горячих, « Люблю Урал» И. Шутова и т.д.). Этих результатов достигли гораздо быстрее, чем это было при использовании старых методик проведения занятий. Мы подготовили к концертным выступлениям большее количество песен, что привлекало к занятиям коллектива и являлось одним из факторов приобщения к художественно-эстетическим ценностям.

По итогам работы мы пришли к выводу о необходимости формирования репертуара хора с учетом индивидуальных и групповых творческих пожеланий. Тем более, что с появлением некоторых навыков хорового пения у многих участников коллектива возросли желание и потребности исполнять более сложные произведения. Этот процесс был обоюдным. С одной стороны, руководитель хора активно подводил самодеятельных артистов к более сложным и интересным произведениям (введение специальных упражнений, музыкальной терминологии, работа с лидерами, солистами и т.д.). С другой – с появлением определенных певческих навыков у участников хора появилась уверенность в своих силах, а благодаря педагогически целенаправленной работе, постепенно стали раскрываться внутренние потребности участников к исполнению любимых произведений. Участники коллектива предлагали включить в репертуар хора их любимые песни. Все заявки-предложения фиксировались, обсуждались, рассматривались активом хора (партитура, фактура изложения).

В репертуаре появились следующие произведения: «Над вечерним Челябинском» О. Кульдяева, «Солдаты – герои мои» В. Левашова и т.д.).

Спустя полгода мы смогли подвести некоторые итоги нашей работы по созданию коллектива. Одна из главных задач эксперимента была выполнена. Нам удалось объединить разрозненных любителей хорового пения в творческий коллектив. Но впереди стояли еще более сложные задачи: привитие вокально-певческой культуры хоровому коллективу и приобщение его участников к художественно-эстетическим ценностям.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Еще по теме:

Последние годы жизни
В 1516 г. по приглашению французского короля Франциска I Леонардо покинул Италию и переселился во Францию. Он приехал как прославленный художник, как «божественный» Леонардо. Художественная культура итальянского Ренессанса импонировала Фр ...

Проблема типологизации культур
Предмет или поступок становится культурным феноменом, если он обретает смысл. Подразумевается, что такое явление культуры что-то означает. Единичные культурные феномены связаны между собой. Ряд материальных предметов может лежать на дорог ...

«Новый немецкий дизайн»
В 1980-90 гг. в Германии развилось довольно отличающееся от всех остальных стилей того времени направление дизайна. Оно получило название «Новый немецкий дизайн». Характерной особенностью немецкого дизайна являлось – единичность уникальны ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы