Композиторы и современность

Информация о культуре » Художественная самодеятельность как фактор приобщения членов коллектива к художественно-эстетическим ценностям » Композиторы и современность

Страница 10

Следующий раздел работы проходил по педагогической программе, который предполагал дальнейшее творческое развитие членов хорового коллектива, закрепление практических навыков приобретенных в первый год создания хора. В педагогическую программу были включены: снять телку в Кемерово

- обучение участников коллектива простейшим элементам сценического движения;

- изучение элементарных основ музыкальной грамоты;

- включение репертуара вокально-инструментальных произведений с использованием народных духовых и шумовых инструментов;

- обогащение репертуара произведениями песенной классики;

- удовлетворение индивидуальных потребностей участников творческого коллектива (соло, дуэты, трио, ансамбли);

- организация творческих встреч с родственными коллективами и учеба на концертах профессиональных творческих коллективов;

- совершенствование психолого-педагогического руководства лидерскими структурами и активом хора;

- выявление условий для самореализации лидеров коллектива.

Остановимся на содержании нашей педагогической программы.

1. Обучение участников коллектива простейшим элементам сценического движения. Проводя организационно-экспериментальную работу, мы учитывали, что концертная программа русского народного хора – это синтез многих искусств: режиссура народной песни и обрядов, хореографические постановки плясовых и хороводных песен, игра на народных инструментах, художественное чтение, инструментальное сопровождение, собственно пение во всем его многообразии и т.д. В нашей программе развития коллектива предполагалось научить хор простым элементам сценического движения. В качестве примеров мы использовали видеозаписи профессиональных коллективов (хора им. М.Е. Пятницкого, Уральского, Оренбургского, Омского, Северного хоров, ансамбля «Русская песня» и др.). После просмотров перед участниками хора нами были поставлены задачи, в которых наряду с приобретением вокально-хоровых навыков они должны уметь:

- артистично кланяться (хором, по солисту, по баянисту и т.д.);

- синхронно выходить из-за кулис в различных комбинациях;

- держать корпус и руки в соответствии с исполняемым произведением;

- выполнять движения «переменный шаг», «простые дроби».

Для достижения этой цели мы стали на занятиях, чередовать певческие нагрузки с элементами движения. Через некоторое время на концертах во время выполнения выходов, поклонов и других элементов сценической культуры участники хора чувствовали себя уверенно и спокойно.

2. Наш опыт показал, что участники нуждаются в изучении элементарных основ нотной грамоты. При составлении программы эксперимента мы исходили из того, что разучивание и пение произведения только на слух (как обычно принято в самодеятельности) быстро заведет коллектив в тупик, тем более, что современные произведения насыщены сложными музыкально-выразительными средствами. Мы решили использовать в своем коллективе передовой психолого-педагогический опыт профессора В. Чернушенко (210, с.21), который по своей уникальной системе вводил нотную грамоту в самодеятельном коллективе.

Изучать ноты в самодеятельном коллективе дело очень сложное и трудоемкое, результаты заметны не сразу и есть опасность «оттолкнуть» от хора людей, не верящих в реальность поставленной задачи. Для решения этой проблемы теоретические занятия мы закрепляли разучиванием произведений с использованием партитур и нотных текстов. Даже неуверенно зная смысл написанных нот, участники хора графически ориентировались в звуковысотном движении мелодической линии своей партии. Занятия по системе В.Чернушенко принесли свои результаты. После нескольких репетиций хористы свободно пели по нотам двухголосные упражнения, а работа над произведениями современных уральских композиторов Е. Щекалева, А. Дармостука и других стала продвигаться быстрее и осмысленнее и главное – участники коллектива стали уверенно браться за выучивание гармонически сложных, интересных партитур, что по нашему мнению является одним из факторов их приобщения к художественно-эстетическим ценностям.

3. Овладение нотной грамотой позволило руководителю хора расширить список исполняемых произведений и обогащать репертуар коллектива вокально-инструментальными произведениями с использованием народных духовых и шумовых инструментов. Занятия по ознакомлению с игрой на народных инструментах проходили индивидуально, мы на эту роль приглашали участников хора с развитым музыкальным слухом и обостренным чувством ритма. В репертуар хора были введены следующие инструменты: две жалейки, береста, деревянные ложки, ухват, рубель и трещотки. Во время репетиций над подвижными, задорными требующими четкого ритма песнями, мы вводили ухват и рубель. Для дополнительной окраски звучания хора в быстрых песнях вводили звучание жалеек. Эти нововведения значительно освежили звучание некоторых песен нашего репертуара, концертные номера стали более динамичными, зрелищными, с удовольствием исполнялись самодеятельными артистами и принимались зрителями, что в свою очередь позволило значительно повысить уровень художественно-эстетических ценностей у участников хора.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Еще по теме:

Основные пути по сохранению творческого состава Филармонии в период экономического кризиса 1993-1997гг
На протяжении всего своего существования Филармония стала предметом интереса многих журналистов, критиков, музыковедов, деятелей культуры и искусства. Духовно-культурное служение - так можно определить миссию московской государственной а ...

Реализация форм и методов образовательно-исполнительской и художественной деятельности
Вся содержательная часть нашей опытно-экспериментальной работы по приобщению членов производственного коллектива к художественной самодеятельности состояла из двух больших разделов: - образовательно-просветительский раздел был связан с о ...

Основные черты образования в эпоху Екатерины II
В. О. Ключевский считал, что «царствование Екатерины II – это целая эпоха нашей истории, а исторические эпохи обыкновенно не замыкаются в пределах людского века, не кончаются с жизнью своих творцов». Императрица переписывалась с французск ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы